Прикоснись к Мудрости - Энциклопедия афоризмов
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ (син. филантропия)
Благотворительность — больше родит потребностей, чем устраняет нужд.
В. Ключевский.
Истинная цель дела благотворительности не в том, чтобы благотворить, а чтобы некому было благотворить.
В. Ключевский.
Женщины обладают даром благотворения. Мужчина дает лишь свои деньги, женщина — еще свое сочувствие. Небольшая сумма в ее руках оказывает больше добра, чем во сто раз большая сумма в руках мужчины.
Э. Легуве.
Только благотворительностью и можно заставить простить себе богатство.
А. Прево.
Уберите самолюбование, и вы кастрируете благотворителя.
Р. Эмерсон.
БЛАГОЧЕСТИЕ (син. богобоязненность*, набожность*, правомерность*, религиозность*, смиренность)
Лишь тот вполне благочестив,
кто время попусту не тратил,
а смело пояс распустив,
земной отведал благодати.
И. Губерман.
Доводить до суеверия благочестие — это подрывать его.
Б. Паскаль.
Благочестивая жизнь есть для смертных наилучшая плата за проезд.
Эпихарм.
БЛАЖЕНСТВО (син. наслаждение, счастье; ант. мука, мучение*, страдание)
Блажен тот, кто нашел свое дело; пусть он не ищет другого блаженства. У него есть дело и цель жизни.
Т. Карлейль.
Нет блаженства, которое могло бы сравниться с испытываемым мудрецом, который с высот истины смотрит спокойными глазами на грубые заблуждения и бури человеческих страстей.
Лукреций.
Кто хочет блаженства в этом мире, тот пусть займется торговлей, а кто хочет блаженства в том мире, тот пусть ищет воздержания и благочестия. Кто хочет блаженства в обоих мирах — пусть ищет его в учении и знании.
Магомет.
Как высоко ни поднимаемся мы, летя на крыльях счастья, блаженство находится всегда выше.
Ж. Массийон.
Гнусная претензия на блаженство, а именно в той мере, как мы мечтаем, портит все в этом мире. Кто в силах освободиться от этого и не желать ничего, кроме того, что у него под рукою, только тот и может чего-нибудь добиться.
А Мере.
Блаженна жизнь, пока живешь без дум,
Пока не знал ни радостей, ни скорби.
Софокл.
Блаженство тела состоит в здоровьи, блаженство ума в знании.
Фалес.
БЛЕСК (син. сияние*)
Иной и на втором месте блестит, и его блеск отражается на том, кто занимает первое место.
Ф. Вольтер.
Не все, что блестит, сулит богатство скупцу, ибо золото может делать алхимик, а простые стекла часто подделываются под бриллианты.
Т. де Молина.
Обманчив внешний вид:
Казалось бы, цветет,
И вроде бы блестит...
Но запах выдает.
Э. Севрус.
БЛИЗОСТЬ (ант. дальность*)
Скажи мне, с кем ты близок, я скажу, кто ты.
К. Гельвеций.
А наша близость — только роздых
на расходящихся путях,
и будет завтра голый воздух
в пустых сомкнувшихся горстях.
И. Губерман.
Любовь к ближнему, хорошо понятая, начинается с самого себя.
В. Гюго.
Учение мое состоит единственно в том, чтобы иметь чистое сердце и любить своего ближнего как самого себя.
Конфуции.
Недостаточная близость между друзьями есть зло, порицание которого делает его неисцелимым.
Ф. Ницше.
Лишаясь своих близких, всякий становится бессильным.
Федр.
БОГ (син. творец*, создатель*)
Когда люди думают о Боге, которого не в состоянии постигнуть, то в действительности думают о самих себе, а не о нем; они сравнивают не его, а себя, и не с ним, а с собой.
Аврелий Августин.
Богов обременяют своими домогательствами лишь дурные люди, ибо порядочные вполне довольствуются теми благами, которые они имеют, и не ропщут на несчастья; а у дурных людей никогда нет ни меры, ни границ ни в просьбах о даровании благ, ни в ужасе перед несчастьями.
Л. Альберти.
Сомневаться в боге — значить верить в него.
О. Бальзак.
Если бы даже Бог существовал,— нужно было бы его отвергнуть.
А. Барятинский.
Если бы не было бога, его следовало бы выдумать.
Ф. Вольтер.
Отождествлять Бога и нравственность - значит впадать в идолопоклонство, значит обожествлять творения людей.
К. Гельвеций.
Каков кто сам, таков и бог его,
Вот почему смешным бывает божество.
И. Гете.
Из бесконечного разнообразия образов своей фантазии люди сотворили бесконечное количество видов богов.
Т. Гоббс.
Мораль должна быть основана на менее шаткой базе, нежели пример Бога, которого можно назвать добрым, только упрямо закрывая глаза на все зло, по- минутно творимое или допускаемое им в этом мире.
П. Гольбах.
Бог, оказавшийся настолько вероломным и коварным, чтобы создать первого человека и затем подвергнуть его искушению и греху, не может считаться существом совершенным и должен быть назван чудовищем безрассудства, несправедливости, коварства и жестокости.
П. Гольбах.
Если Бог не мог сделать людей счастливее на земле, как можем мы надеяться на рай, где избранные будто бы должны вечно наслаждаться каким-то неизъяснимым блаженством.
П. Гольбах.
Бог молчит совсем не из коварства,
просто у него своя забота:
имя его треплется так часто,
что его замучила икота.
И. Губерман.
Куда кругом не погляди
в любом из канувших столетий,
Бог так смеется над людьми,
как будто нет Его на свете.
И. Губерман.
В каждую секунду, год и час,
все понять готовый и простить,
Бог приходит в каждого из нас,
кто в себя готов Его впустить.
И. Губерман.
Судить человечество следует строго,
но стоит воздать нам и честь:
мы так гениально придумали Бога,
что, может быть, Он теперь есть.
И. Губерман.
Когда я вспоминаю, что бог справедлив, я содрогаюсь от страха за мою родину.
Т. Джефферсон.
Честный бог — благороднейший вымысел человека
Р. Ингерсолл.
Можно быть святым и без бога.
А. Камю.
Все создают себе богов по своему подобию: если бы быки и лошади умели ваять, они изобрели бы своих богов быками и лошадьми.
Ксенофан.
Невозможность доказать, что бога нет, убеждает меня в том, что он существует.
Ж. Лабрюйер.
Бог создал людей по своему подобию, это означает, по-видимому, что человек создал бога по своему подобию.
Г. Лихтенберг.
Не бойся твоего бога,— бойся самого себя. Ты сам творец своих благ и причина своих бедствий. Ад и рай находятся в твоей собственной душе.
П. Марешаль.
Как несовершенен этот бог, если человек — его образ
П. Марешаль.
Боги творятся не тем, кто их высекает из камня
Или из золота льет: их создает богомол.
Марциал.
Каждый человек — даже если он не знает о Боге или отрицает Его — в глубине души тянется к чему-то прекрасному, совершенному, что дает смысл жизни, перед чем можно преклониться. Как свойственно людям дышать, мыслить, чувствовать, так свойственно им и верить в идеал. Убеждение в том, что есть высшее, дает нам силы существовать.
А. Мень.
Бог оказывает свою чудодейственную помощь не нашим страстям, а вере и религии; но эта помощь оказывается через людей, которые используют религию в своих интересах, между тем, как должно было бы быть наоборот.
М. Монтень.
То, что мы меньше всего знаем, лучше всего годит- ся для обожествления.
М. Монтень.
Делать богов из существ, обладающих нашей природой, несовершенство которой нам должно быть известно, ...это можно объяснить лишь чрезмерным опьянением человеческого разума.
М. Монтень.
Человек крайне неразумен, он не в состоянии создать клеща, а между тем десятками создает богов.
М. Монтень.
Если бог есть, то он живое существо; если он жи- вое существо, то обладает чувствами; если он обладает чувствами, то подвержен тлению. Если он не имеет тела, то не имеет и души, а следовательно, неспособен действовать; если же он имеет тело, то он тленен.
М. Монтень.
Бог существует, если нам хочется в это верить.
С. Моэм.
...Если нельзя доказать, что бог есть, это еще не доказывает, что его нет. Остается в силе чувство благоговейного страха, чувство беспомощности человека и его стремление достичь гармонии между собой и все- ленной. А именно эти чувства, скорее чем поклонение силам природы или культ предков, магия или этика, лежат в основе религии.
С. Моэм.
Что это: человек всего лишь грубая ошибка Бога, или Бог — только значительная ошибка человека?
Ф. Ницше.
Богу, который любит, не делает чести заставлять любить себя: он скорее предпочел бы быть ненавистным.
Ф. Ницше.
Для человека немалое утешение видеть, что бог не все может: так, он не может покончить с собой, когда ему захочется, что является наибольшим благом в нашем положении; не может сделать смертных бессмертными; не может воскресить мертвого; не может сделать жившего нежившим, а того, кому воздавались почести, не получавшим их,— так как он не имеет никакой иной власти над прошлым, кроме забвения.
Плиний Старший.
Бог — это надежда для храброго, а не оправдание для трусливого.
Плутарх.
О богах я не могу знать, есть ли они, нет ли их, потому что слишком многое препятствует такому знанию,— и вопрос темен, и людская жизнь коротка.
Протагор.
Понятие о Боге — это понятие о человеке, увеличенное до фантастических размеров.
Ж. Робине.
Кто убивает человека, тот убийца. Кто убивает миллионы людей, тот победитель. Кто убивает всех, тот бог.
Ж. Ростан.
Существует только один бог — знания, и только один дьявол — невежество.
Сократ.
Божественная справедливость допускает... чтобы дьявол безнаказанно обманывал людей, но не терпит, чтобы эти люди, несчастным образом обманутые и совращенные им, остались безнаказанными.
Б. Спиноза.
Единственным извинением бога служит то, что он не существует.
Стендаль.
Относительно деяний богов благочестивее и почтительнее верить, нежели знать.
Тацит
Тот, кто любит Бога, не может более любить чело- века, он потерял понимание человеческого; но и наоборот: если кто любит человека, поистине от всего сердца любит, тот не может более любить Бога...
Л. Фейербах.
Бог, отличный от природы, есть не что иное, как собственная сущность человека.
Л. Фейербах.
Боги обычно подобны тем, кто им поклоняется.
А. Франс.
Между "есть бог" и "нет бога" лежит целое громадное поле, которое проходит с большим трудом истинный мудрец.
А. Чехов.
До тех пор человек будет сбиваться с направления, искать цель, быть недовольным, пока не отыщет свое- го бога. Жить во имя детей или человечества нельзя. А если нет бога, то жить не для чего, надо погибнуть.
А. Чехов.
Трудно вообразить, какая же в том честь Богу, если его славят создания, неспособные различить, что достойно хвалы и что превосходно в самом роде человеческом.
А. Шефтсбери.
Если бы боги заботились о людях, то хорошим жилось бы хорошо, а дурным плохо, но этого-то и нет.
Энний.
Обладая лишь смертной природой, нельзя установить ничего достоверного о природе бессмертной. Она всегда сбивает нас с толку, в особенности, когда вмешивается в божественные дела.
Эпикур.
Глупо просить у богов то, что человек способен сам себе доставить.
Эпикур.
Мы должны признать, что бог или хочет удалить зло из мира и не может, или может и не хочет, или, наконец, и может и хочет. Если он хочет и не может, он не всемогущ то это — бессилие, что противно при- роде бога. Если он может и не хочет, то это свидетельство злой воли, что не менее противно природе бога. Если он и хочет и может, что является единственным из предположений, которое может быть применено к богу, то почему же в таком случае на земле существует зло?
Эпикур.
БОГАТСТВО (син. деньги, довольство, капитал, роскошь, состоятельность*, состояние; ант. бедность, нищета, убожество)
Богатство тем и опасно, что оно портит не только его обладателя, но и людей, соприкасающихся с ним.
Б. Ауэрбах.
В богатстве — весь человек: кто добр, но убог,— ничтожен.
Аристодам.
Если хотите разбогатеть, достигнете этого скорее и легче, презирая богатство, а не стремясь к нему.
П. Браччолини.
Те же, что и прежде, чувства, то же имя,
Тот же неповрежденный разум и голос тот же,
Но если человека покидает блеск богатства,
Он сразу становится иным — и это странно.
Бходжапрабандха.
Если не дарить и не тратить,
не наслаждаться им вместе с друзьями,
То накопленное богатство
со временем обратится в ничто.
Бходжапрабандха.
Богатство не назовешь иначе, чем обозом добродетели, ибо оно и необходимо ей, и тягостно.
Ф. Бэкон.
Богатства существуют, чтобы их тратить, а траты — чтобы делать добро и этим снискать честь.
Ф. Бэкон.
Богатство очень хорошо, когда оно служит нам, и очень плохо — когда повелевает нами.
Ф. Бэкон.
Многие, думая, что они смогут все купить за свои богатства, сами прежде всего продали себя.
Ф. Бэкон.
Богатство заставляет совершать преступление в бедности.
К. Гельвеций.
Богатства — рабы мудреца, властелины глупца.
К. Гельвеций.
Везде, где бессильный закон не может защитить слабого от сильного, можно смотреть на богатство как на средство избавления от несправедливости, от притеснений, от презрения сильного.
К. Гельвеций.
...Если хочешь быть богатым, не помышляй увеличить свое имущество, а только уменьши свою жадность.
К. Гельвеций.
Кто умеет довольствоваться малым, тот богат.
К. Гольдони.
Накопленное богатство может служить, но может и порабощать.
Гораций.
У всех людей жажда богатства, однажды возникнув, тянется всю жизнь. Ибо пока богатство еще не приобретено, стремление к нему изнуряет, будучи же приобретено, оно изводит заботами, когда же оно утрачено, мучает тоска по нем.
Демокрит.
Слава и богатство без разума — непрочное имущество.
Демокрит.
Богат тот, кто беден желаниями.
Демокрит.
Богатство отцов почти везде приносит несчастье детям.
Д. Джебран.
Жизнь коротка. Чем быстрее человек начнет наслаждаться своим богатством, тем лучше.
С. Джонсон.
Кто, обладая богатством, не уделяет от него другим и не тратит его для собственного удовольствия, тот ничем не владеет, подобно соломенному чучелу, что охраняет на поле чужое зерно.
Индийское изречение.
Грубые и вульгарные души всегда будут питать боль- шее уважение к богатству, чем к таланту.
Ч. Колтон.
Зачем нам богатство, как не затем, чтобы пользоваться плодами честолюбивых помыслов, усилий, трудов и затрат тех людей, которые пришли в мир до нас, и самим трудиться, сеять, строить и приобретать для потомков?
Ж. Лабрюйер.
Бедный человек любого звания почти всегда порядочен, богатый — склонен к мошенничеству: чтобы разбогатеть, мало быть ловким и предприимчивым.
Ж. Лабрюйер.
Богат тот, кто получает больше, чем тратит; беден тот, чьи траты превышают доходы.
Ж. Лабрюйер.
Богатству иных людей не стоит завидовать: они приобрели его такой ценой, которая нам не по карма- ну,— они пожертвовали ради него покоем, здоровьем, честью, совестью. Это слишком дорого — сделка при- несла бы нам лишь убыток.
Ж. Лабрюйер.
То, как распределены богатство, деньги, высокое положение и другие блага, которые предоставил нам господь, и то, какому сорту людей они чаще всего достаются, ясно показывает, насколько ничтожными считает творец все эти преимущества.
Ж. Лабрюйер.
Пользуйся своею собственностью, как человек, который должен умереть, свое же богатство береги, как человек, который должен долго жить. Умен тот, кто, помня это, умеет держаться середины между скупостью и расточительностью.
Лукиан.
Богатый человек — это в то же время человек, нуждающийся во всей полноте человеческих проявлений жизни, человек, в котором собственное осуществление выступает как внутренняя необходимость, как нужда.
К. Маркс.
Чем иным является богатство, как не абсолютным выявлением творческих дарований человека...
К. Маркс.
Богатство, если рассматривать его вещественно, заключается только в многообразии потребностей.
К. Маркс.
Честный человек никогда не богатеет.
Менандр.
Богатство — это блевотина судьбы.
Моним.
Озабоченный, вечно нуждающийся и занятый по горло делами богач кажется мне еще более жалким, чем тот, кто попросту беден.
М. Монтень.
Плод богатства — обилие, признак обилия — довольство.
М. Монтень.
Накопленное богатство невольно стараешься все время увеличить и преумножить, не беря из него чего- либо, а прибавляя, вплоть до того, что позорно отказываешься от пользования в свое удовольствие своим же добром, которое хранишь под спудом, без всякого употребления.
М. Монтень.
Никогда не будьте слишком богаты. Для богача, как для завоевателя, главное — умение вовремя остановиться.
А. Μоруа.
Я своими глазами видел, как богатство погубило талант не одного музыканта и художника. Участи этой удается избегнуть лишь тем, кто, разбогатев, продолжает трудиться так же, как во времена бедности.
А. Моруа.
Богатство — не в обладании сокровищами, а в умении ими пользоваться.
Наполеон I.
Бережливость — самое большое богатство.
Т. Овербери.
Ни один хороший человек никогда не становится внезапно богатым.
Публилий Сир.
Некоторые богатства тяжелы от пролитых человеческих слез, как плохо убранный урожай тяжел от не- своевременных дождей.
Д. Рескин.
Иным людям богатство только и приносит, что страх потерять его.
А. Ривароль.
Богатство не уменьшает жадности.
Саллюстий.
Богатство может добавить пороков добродетельному человеку, но никогда не отнимет их у порочного.
Э. Севрус.
Слаб духом тот, кому богатство не по силам.
Сенека.
Богатство — не в самом обладании богатством, а в умении целесообразно пользоваться им.
Μ Сервантес.
Тот наиболее богат, кто доволен малым, ибо такое довольство свидетельствует о богатстве натуры.
Сократ.
Богатство и знатность не приносят никакого достоинства.
Сократ.
От богатства родится пресыщение, от пресыщения - спесь.
Солон.
Богаче всех тот человек, чьи радости требуют меньше всего денег.
Г. Торо.
..Лучше жить в уединении и бедности, чем терзаться заботой о богатстве.
Федр.
По-настоящему богат тот, кто ни в чем не нуждается.
Ф. Филельфо.
Где нет богатых, там нет и бедных; где никто не владеет слишком многим, там никто не живет в нужде.
Г. Фнлдинг.
Богатство ценится больше, чем все то, что оно способно дать, и меньше, чем то, чего оно дать не способно
Н. Фосколо.
Богатство и почести никогда не излечат раненой совести.
Т. Фуллер.
Богатство мучит, когда его домогаешься,
терзает, когда его утратишь,
Туманит разум, когда оно есть.
Какая же радость от богатства?
Хитопаадеша.
Нет ничего более стесняющего и подчиняющего души, чем любовь к богатству. Нет ничего достойнее и благороднее презрения к деньгам.
Цицерон.
Богач в большинстве нагл, самомнение у него громадное, но свое богатство он носит, как порок.
А Чехов.
То, что богатство может дать свыше удовлетворения действительных и естественных потребностей, имеет лишь ничтожное влияние на наше истинное благоощущение и довольство. Оно даже, скорее, отравляет это последнее неизбежными заботами, связанными с сохранением большого состояния.
А. Шопенгауэр.
Люди в тысячу раз больше хлопочут о приобретении богатства, чем об образовании ума и духа, хотя то, что есть в человеке, для нашего счастья несомненно важнее того, что есть у человека.
А. Шопенгауэр.
Богатство подобно морской воде: чем больше ее пьешь, тем сильнее жажда.
А. Шопенгауэр.
Спокойный и веселый темперамент, вытекающий из счастливой организации и полного здоровья; светлый, живой, проницательный и правильно понимающий ум; умеренная мягкая воля, а потому и добрая совесть — все это такие преимущества, которые не заменит никакой ранг, никакое богатство.
А. Шопенгауэр.
Люди, постоянно гонящиеся за все большими богатствами, никогда не находя времени пользоваться ими, смахивают на голодающих, которые все стряпают, но не садятся за стол.
М. Эбнер-Эшенбах.
Старайся стать разумным, а не богатым: богатства можно лишиться, разумность всегда с тобой.
Эзоп.
Если хочешь быть богатым, не помышляй увеличить свое имущество, а только уменьши свою жадность.
Эпикур.
...Богатство не облегчает наших забот, но подменяет одни заботы другими.
Эпикур.
БОГАЧ (ант. бедняк)
То, что отдал, и то, что съел,—
вот истинное богатство богача:
Умрет — другие насладятся
и его женой, и его казной.
Бходжапрабандха.
Кто ограничивает свои желания, тот всегда достаточно богат.
Ф. Вольтер.
Многие из богачей — хранители, а не хозяева своих богатств.
Демокрит.
Иной и не ведает, как он богат, покуда не узнает, какие богатые люди все еще обворовывают его.
Ф. Ницше.
Разница между богатым и бедным та, что один ест, когда хочет, а другой — когда может.
В. Ралей.
Ничто так не тяжело для тех, кто обильно наделен богатством, как представлять, что другие могут быть в нужде.
Д. Свифт.
Тот наиболее богат, кто доволен малым, ибо такое довольство свидетельствует о богатстве натуры.
Сократ.
Тот человек самый богатый, чьи удовольствия самые дешевые.
Г. Торо.
Удовольствия богача покупаются слезами бедняка.
Т. Фуллер.
Если бы богач был настолько богат, насколько это представляется бедняку!
Р. Эмерсон.
БОДРОСТЬ (син. бойкость*, здоровье; ант. усталость)
Самое действенное лекарство для физического здоровья есть бодрое и веселое настроение духа.
X. Бострем.
Самое важное свойство для физического здоровья представляет бодрость духа. Упадок духа сродни смерти. Но бодрость духа придает новую жизнь нашему физическому организму и ускоряет циркуляцию соков.
У. Годвин.
Люди держатся бодро до тех пор, пока они веселы.
Д. Леббок.
Бодрое и веселое расположение духа — не только богатый источник жизненного наслаждения, но в то же время и сильная охрана характера.
С. Смайлс.
БОЛВАН (син. глупец*)
Когда человек хвастается, что никогда не изменит своих убеждений, он обязуется идти все время по пря- мой линии,— это болван, уверенный в своей непогрешимости.
О. Бальзак.
Начитанный болван — самая докучливая разновидность дурака.
Д. Тейлор.
Тайна — это мудрость болванов.
Г. Уолпол.
Нельзя стать узким специалистом, не став, в строгом смысле, болваном.
Б. Шоу.
БОЛЕЗНЬ (син. заболевание*, недуг, хворь*; ант. здоровье)
Безнадежные болезни требуют безнадежных лекарств.
Английская пословица.
Для больного мир начинается у изголовья постели и кончается у его ног.
О. Бальзак.
Когда человек долго болеет, он становится более сведущим, чем сам врач, и начинает понимать свою болезнь.
О. Бальзак.
Нехорошо болеть, еще хуже умирать, а болеть и умирать с мыслью, что ничего не остается после тебя на свете, — хуже всего.
В. Белинский.
Если вы заболели, поспешите простить ваших врагов; ведь вы можете и поправиться.
А. Бирс.
Совет больному разумного человека гораздо лучше рецепта худого врача.
С. Боткин.
Отказывайтесь болеть. Никогда не говорите людям, что вы больны; никогда не признавайтесь в этом себе. Болезнь — это одна из тех вещей, которым человек должен сопротивляться по принципу натиска.
Э. Булвер-Литтон.
Болезнью у одних людей заглушается мужество, у других страх и даже любовь к жизни.
Л. Вовенарг.
Болезнь делает приятным и благим здоровье, голод — сытость, усталость — отдых.
Гераклит.
Если человек займется исследованием своего организма или морального состояния, то непременно при- знает себя больным.
И. Гете.
Окружи больного любовью и разумным утешением, но, главное, оставь его в неведении того, что ему пред- стоит, и особенно того, что ему угрожает.
Гиппократ.
Некоторые болезни очень дорого стоят — их можно получить только по наследству или купить на золото.
Н. Готорн.
Одни вечно больны только потому, что очень заботятся быть здоровыми, а другие здоровы только потому, что не боятся быть больными.
В. Ключевский.
Тяжелую болезнь вначале легко вылечить, но труд- но распознать, когда же она усилилась, ее легко распознать, но уже трудно вылечить.
Н. Макиавелли.
Кто заражен страхом болезни, тот уже заражен бо- лезнью страха.
М. Монтень.
Язвы желудка возникают не от того, что вы едите. Язвы возникают от того, что съедает вас.
М. Монтэгю.
Человек умирает не от болезней, а от тайного решения не оказывать им сопротивления.
Ю. Нагибин.
Болезнь — своего рода преждевременная старость.
А Поп.
Современные болезни мало похожи на болезни прошлого, если не считать того, что мы от них также умираем.
А Реплиер.
Мы причиняем себе больше мучений, лечась от наших болезней, чем перенося их.
Ж. Ж. Руссо.
Кроме действительных болезней, мы подвержены множеству болезней мнимых.
Д. Свифт.
Телесные болезни — от Бога; душевные — от неверия в него.
Э. Севрус.
Некоторые лекарства опаснее самих болезней.
Сенека.
Болезни мысли губительнее и встречаются чаще, чем болезни тела.
Цицерон.
Человек любит поговорить о своих болезнях, а между тем это самое неинтересное в его жизни.
А Чехов.
Здоровый нищий счастливее больного короля.
А Шопенгауэр.
Самые худшие болезни не смертельные, а неизлечимые.
М. Эбнер-Эшенбах.
БОЛТЛИВОСТЬ (син. разговорчивость*; ант. молчаливость*)
У короткого ума — длинный язык.
Аристофан.
Болтливый человек — это распечатанное письмо, которое все могут прочесть.
П. Буаст.
Злой человек не всегда позволит себе то, от чего болтливый не умеет удержаться.
П. Буаст.
Кто выбалтывает, что знает, будет говорить и о том, чего не знает.
Ф. Бэкон.
Только поверхностные знания и неуверенные суждения приводят к чрезмерной болтливости.
Б. Гальдос.
Мудрые люди обдумывают свои мысли, глупые — провозглашают их.
Г. Гейне.
Когда сидишь в собраньях шумных,
язык пылает и горит;
но люди делятся на умных
и тех, кто много говорит.
И. Губерман.
Болтливость — болезнь возраста.
Б. Джонсон.
Ветреник болтает о безответственном легкомыслии.
Б. Дизраэли.
Кто много говорит, мало думает.
К Досси.
Как бы хорошо ты ни говорил, если ты говоришь слишком много, то в конце концов станешь говорить глупости.
А. Дюма-отец.
Невоздержанный язык — худшее из зол.
Еврипид.
С болтунами не спорь: речь дается всем, мудрость души — немногим.
Катон.
Люди в древности не любили много говорить. Они считали позором для себя не поспеть за собственными словами.
Конфуций.
Кто много говорит, тот говорит много глупостей.
П. Корнель.
Человек редко раскаивается в том, что он мало говорил, и, напротив, очень часто раскаивается в том, что говорил слишком много. Это старая истина, всем известная и всеми обыкновенно забываемая.
Ж. Лабрюйер.
Один из признаков посредственности — беспрестанная болтовня.
Ж. Лабрюйер.
Необдуманно вырвавшееся слово так же трудно удержать, как брошенный камень.
Менандр.
Острый язык — дарование, длинный язык — наказание.
Д. Минаев.
Праздные люди всегда большие говоруны. Чем меньше думаешь, тем больше говоришь.
Ш. Монтескье.
Если имеешь счастье оставаться темным, но можешь воспользоваться и льготами, предоставляемыми темнотой, и в особенности "болтать всякое".
Ф. Ницше.
Рассказывать что-нибудь без особенной цели даже своим знакомым — свойственно только праздному болтуну
Д. Писарев.
Болтун хочет заставить себя любить и вызывает ненависть, хочет оказать услугу — и становится навязчивым, хочет вызвать удивление — и делается смешным; он оскорбляет своих друзей, служит своим врагам.
Плутарх.
В болтливости открывается ложь, а ложь, как известно, есть мать всех пороков.
М. Салтыков-Щедрин.
Меч и огонь мене разрушительны, чем болтливый язык.
Р. Стиль.
Тот, кто слишком много говорит, совершает грех.
Талмуд.
Больше всего говорит тот, кому нечего сказать.
Л. Толстой.
Если один раз пожалеешь, что не сказал, то сто раз пожалеешь о том, что не промолчал.
Л. Толстой.
Болтуны — самые сдержанные люди: они говорят много, чтобы ничего не сказать.
С. Удето.
Нет ничего презреннее, как записной говорун, который из своих слов делает то же, что шарлатан из своих лекарств.
Ф. Фенелон.
Языком не упреждай мысль.
Хилон.
Уста — ворота ума. Если держать их открытыми, ум ускользнет наружу.
Хун Цзычэн.
Предпочитаю сдержанную разумность болтливой глупости.
Цицерон.
Разговорчивые люди плохи в деле.
У. Шекспир.
Болтливы те, кто не умеет думать.
Р. Шеридан.
◄ ►