Прикоснись к Мудрости - Библейские притчи
Лучше всего осознать глубочайший смысл любой из притч это отключить логику и медитировать на неё.
Выбирайте, медитируйте, осознавайте.
***
Бытие 11: 1—9
Вся Земля говорила одним языком и одним наречием.
И случилось, что люди, двинувшись с Востока, нашли в земле Сеннаар равнину и поселились там.
И сказали друг другу: наделаем кирпичей, и обожжем Огнем. Таким образом, кирпичи были у них вместо камней, а земляная смола вместо извести.
Далее они сказали: построим себе город и башню высотою до небес; и сделаем себе имя, чтобы нам не рассеяться по лицу всей земли.
Но Иегова сошел посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие.
И сказал Иегова: вот один народ и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не будет у них остановки ни в чем, что они вздумали делать.
Пойдем же, и смешаем там язык их так, чтобы один не понимал речи другого.
Тогда Иегова рассеял их оттуда по всей земле; и они перестали строить город.
Посему дано имя ему Вавилон; ибо там смешал Иегова язык всей земли, и оттуда рассеял их Иегова по всей земле.
Бытие 26: 18—22
И вновь выкопал Исаак колодези вод, которые выкопаны были во дни Авраама, отца его, и которые завалили Филистимляне по смерти Авраама; и назвал их теми же именами, которыми назвал отец его.
Однажды копали рабы Исаковы в долине, и нашли там колодезь воды живой.
И спорили пастухи Герарские с пастухами Исаака, говоря: наша вода; посему он нарек колодезю имя: Есек; потому, что спорили с ним.
Выкопали другой колодезь; спорили также и о нем; и он нарек ему имя: Ситна (препятствие).
Двинувшись отсюда, он выкопал еще иной колодезь, о котором уже не спорили; посему он нарек ему имя: Реховоф (пространство); ибо, сказал он, теперь Иегова дал нам пространное место, чтобы мы возросли на земле.
Марк.11:12-14, 20-26
Когда вышли из Вифании, Иисус взалкал; и, увидев издалека смоковницу, покрытую листьями, пошёл, не найдёт ли чего на ней.
Но, придя к ней, ничего не нашёл, кроме листьев, ибо ещё не время было собирания смокв. И сказал ей Иисус:
— Отныне да не вкушает никто от тебя плода вовек!
И слышали то ученики Его. Поутру, проходя мимо, увидели, что смоковница засохла до корня. И, вспомнив, Пётр говорит Ему:
— Равви! Посмотри, смоковница, которую Ты проклял, засохла.
Иисус, отвечая, говорит им:
— Имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: «Поднимись и ввергнись в море», — и не усомнится в сердце своём, но поверит, что сбудется по словам его, — будет ему, что ни скажет.
Потому говорю вам: всё, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, — и будет вам. И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши. Если же не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших.
Матф.21:33-44
Был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнёс его оградою, выкопал в нём точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился.
Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды; виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями.
Опять послал он других слуг, больше прежнего, и с ними поступили так же.
Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: «Постыдятся сына моего».
Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу:
— Это наследник. Пойдём, убьём его и завладеем наследством его. И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили.
Итак, когда придёт хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями? Говорят Ему:
— Злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои.
Иисус говорит им:
— Неужели вы никогда не читали в Писании: «Камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла»? Это от Господа, и есть дивно в очах наших? Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его. И тот, кто упадёт на этот камень, разобьётся, а на кого он упадёт, того раздавит.
Матф.13: 24-30, 37-43
Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своём. Когда же люди спали, пришёл враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушёл. Когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы.
Придя же, рабы домовладыки сказали ему:
— Господин! Не доброе ли семя сеял ты на поле твоём? Откуда же на нём плевелы? Он же сказал им:
— Враг человека сделал это. А рабы сказали ему:
— Хочешь ли, мы пойдём, выберем их? Но он сказал:
— Нет. Чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы, оставьте расти вместе то и другое до жатвы.
И во время жатвы я скажу жнецам: «Соберите прежде плевелы и свяжите их в снопы, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою». Сеющий доброе семя есть Сын Человеческий; поле есть мир; доброе семя — это сыны Царствия, а плевелы — сыны лукавого; враг, посеявший их, есть диавол; жатва есть кончина века, а жнецы суть Ангелы.
Посему как собирают плевелы и огнём сжигают, так будет при кончине века сего: пошлёт Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие, и ввергнут их в печь огненную. Там будет плач и скрежет зубов. Тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их.
Матф.25:14-30
Человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение своё. И одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился.
Получивший пять талантов пошёл, употребил их в дело и приобрёл другие пять талантов. Точно так же и получивший два таланта приобрёл другие два. Получивший же один талант пошёл и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего.
По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчёта. И, подойдя, получивший пять талантов принёс другие пять талантов и говорит:
— Господин! Пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрёл на них. Господин его сказал ему:
— Хорошо, добрый и верный раб! В малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. Подошёл также и получивший два таланта и сказал:
— Господин! Два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрёл на них. Господин его сказал ему:
— Хорошо, добрый и верный раб! В малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. Подошёл и получивший один талант и сказал:
— Господин! Я знал тебя, что ты человек жестокий, жнёшь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, и, убоявшись, пошёл и скрыл талант твой в земле; вот тебе твоё. Господин же его сказал ему в ответ:
— Лукавый раб и ленивый! Ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; посему надлежало тебе отдать серебро моё торгующим, и я, придя, получил бы моё с прибылью.
Итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у не имеющего отнимется и то, что имеет. А негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов.
***
Объяснение некоторых притч Иисуса Христа
ЯЗЫК ПРИТЧ
Часть первая
Все священные писания содержат в себе внешний и внутренний смысл. За буквальными словами лежит еще один уровень значения, еще одна форма знания. Согласно старинной традиции, Человек когда-то соприкасался с этим внутренним знанием и внутренним смыслом. В Ветхом Завете имеется много историй, которые передают другое знание, другой смысл, совершенно отличный от буквального значения слов. История о Ковчеге, история о дворецком и булочнике фараона, история Вавилонской Башни, история об Иакове и Исаве и миске похлебке и многие другие содержат внутренний психологический смысл, далеко отстоящий от их уровня буквального смысла. В Евангелиях притча используется подобным образом.
В Евангелиях используются многие притчи. В том виде, как они воспринимаются из буквального значения слов, они явно относятся к виноградникам, хозяевам, управляющим, к блудным сынам, к маслу, воде и вину, к семенам и сеятелям, к почве и многим другим вещам. Это - уровень их буквального значения. Язык притч труден для понимания, так же как и вообще, язык всех священных писаний. Взятые на уровне буквального понимания как Ветхий, так и Новый Завет полны не только противоречий, но и жестокого и отталкивающего значения.
Возникает вопрос: почему эти так называемые священные писания облечены во вводящую в заблуждение форму? Почему то, что имеется в виду, не объяснено ясно? Если в Истории о том, как Иаков хитростью выживает Исава, или в рассказе о Вавилонской башне, или о том, как был построен Ковчег в три этажа и как он плавал, истинным является не буквальный, а совершенно отличный внутренний смысл, - почему все это не выражено явно? Почему, опять-таки, нужно употреблять притчи в Евангелиях? Почему бы не сказать прямо, что имеется ввиду? И если человек, который так считает, спросил бы, почему история Творения в Книге Бытия, которая явно не может быть принята буквально, что-то означает еще — что-то совершенно отличное от того, что означают слова буквально, то он должен естественно заключить, что так называемые священные писания – ничто иное, как какая-то выдумка, намеренно навязанная Человечеству. Если все эти истории, аллегории, мифы, сравнения и притчи в Священном Писании значат что-то еще, почему нельзя сказать ясно, что они значат, с самого начала - так,
чтобы каждый мог понять? Почему все вуалируется? Для чего вся эта таинственность, эта неясность?
За всяким священным писанием лежит основная идея - передать более высокий смысл, чем содержат буквальные слова, истину которого Человек должен увидеть внутренне. Это - более высокий, скрытый, внутренний или эзотерический смысл, облеченный в слова и чувственные образы повседневного употребления; он может быть постигнут только через понимание, и как раз здесь заключается первая трудность при передаче более высокого смысла Человеку. Уровень буквального понимания человека не обязательно такой же, как способность постижения психологического смысла. Понимать буквально - это одно, понимать психологически - это другое. Возьмем несколько
примеров. Заповедь говорит: «Ты не должен убивать». *
Это буквально. Но психологически смысл таков: «Ты не должен убивать в своем сердце». Первое значение - буквальное; второе значение — психологическое,
и оно действительно дается в Книге Левит.
Так же заповедь: «Ты не должен совершать прелюбодеяния».**
Это буквально, но психологический смысл глубже и относится к смешиванию различных доктрин, различных учений. Вот почему часто говорится, что люди стали путаться с другими богами и т. д. И еще, буквальный смысл заповеди:
«Ты не должен красть»*** очевиден, но психологический смысл гораздо глубже. Красть, психологически, означает - думать, что вы делаете все из себя, своими собственными силами, не сознавая, что вы не знаете, кто вы есть и как вы думаете или как чувствуете, или даже как вы двигаетесь. Это как бы принимать все как само собой разумеющееся, и приписывать все себе. Это связано с отношением. Но если бы человеку сказали об этом прямо, он бы не понял. Поэтому смысл завуалирован, ибо, если бы он был выражен в буквальной форме, никто бы не поверил ему и каждый считал бы это просто вздором. Эта идея не была бы понята, и, что еще хуже, ее восприняли бы как смехотворную. Высшее знание, высшее значение, если оно падает на обычный уровень понимания, или будет казаться вздором или будет неправильно понято. Тогда оно станет бесполезным или даже хуже. Высокое значение может быть дано только тем, кто близок к тому, чтобы постичь его правильно. В этом - одна из причин, почему все священные писания — то есть писания, предназначенные для того, чтобы передавать больше, чем буквальное значение слов, - должны быть сокрыты, так сказать, под внешним одеянием. Дело не в том, чтобы вводить людей в заблуждение, а в том, чтобы помешать этому высшему смыслу упасть на неправильное место, на более низкий смысл и тем самым разрушить более тонкий смысл. Люди иногда воображают, что они могут понять все, что угодно, если только им это расскажут. Но это совершенно неправильно. Развитие понимания, способности видеть различия — это долгий процесс. Всем известно, что маленьких детей нельзя научить жизни прямо, потому что их понимание мало. С другой стороны, очевидно, что имеются предметы в обычной жизни, которые нельзя понять кроме как после продолжительной подготовки - такие, как некоторые отрасли наук. Недостаточно просто услышать, в чем их содержание.
* «Не убивай» (Исход, 20, 13). Здесь и далее примечания переводчика. Сноски даны в соответствии с русским традиционным переводом Библии.
** «Не прелюбодействуй» (Исход, 20, 14)
*** «Не кради» (Исход, 20, 15)
Цель всех священных писаний — это передать высший смысл и высшее знание вначале в терминах обычного знания. Притчи имеют обычный смысл (написаны на языке обычного смысла). Цель притч — это дать человеку высший смысл в терминах низшего смысла так, чтобы он или мог обдумывать для самого себя, или нет. Притча - это инструмент, изобретенный для этой цели. Она может упасть на человека своим буквальным смыслом, или она может заставить его думать для себя. Человек сначала понимает на своем обычном естественном уровне — уровне реальной действительности. Чтобы поднять это понимание, что бы ни преподавалось, должно сначала упасть на этот уровень в какой-то степени, для того чтобы сформировать отправной пункт. Человек должен овладеть тем, чему его учат, сначала естественным способом. Но притча имеет значение сверх своего буквального или естественного смысла. Она так задумана, чтобы упасть сначала на обычный уровень ума и вместе с тем, чтобы работать в уме в направлении поднятия естественного уровня постижения до другого уровня смысла. С этой точки зрения, притча-это трансформирующий инструмент по отношению к смыслу. Как мы увидим позже, притча также - соединяющее средство между более низким и более высоким уровнем в развитии понимании.
Читать дальше »
Верх
Назад - раздел "Мудрость веков"