Прикоснись к Мудрости - Энциклопедия афоризмов
АЛЬТРУИЗМ (ант. эгоизм)
Будь альтруистом — уважай эгоизм других.
Е. Лец.
Альтруизм — это эгоизм добродетели.
Э. Севрус.
Как возможен альтруизм без эгоизма? Жертвующие жизнью суть альтруисты, а принимающие жертву, они - кто?
Н. Федоров.
..Жить нужно не для себя (эгоизм) и не для других (альтруизм), а со всеми и для всех...
Н. Федоров.
АМБИЦИЯ (син. высокомерие)
Большинство людей могли бы добиться успеха в малых делах, если бы им не мешали непомерные амбиции.
Г. Лонгфелло.
Лучше царствовать в аду, чем прислуживать на небесах.
Д. Мильтон.
Следует осмотрительно ударяться в амбицию: можно ранить чье-либо самолюбие. „ „
Э. Севрус.
Амбиции разрушают своего обладателя.
Талмуд
У амбиций всего одна награда: немного власти, немного преходящей славы, могила для успокоения и стирающееся в памяти имя.
У. Уинтер.
Когда вы стремитесь к самому высокому положению, почетно достичь второго или даже третьего места.
Цицерон.
АМОРАЛЬНОСТЬ
Все, противоречащее установленным нравам и обычаям, считается аморальным. Аморальный поступок или мнение отнюдь не обязательно порочны. Наоборот, каждый шаг вперед в развитии мысли и нравов считается аморальным, пока он не получил признания большинства. Поэтому исключительно важно ревностно защищать аморальность от нападок тех, кто имеет только одно мерило — обычай и кто считает любую критику обычаев нападением на основы общества, на религию и на добродетель.
Б. Шоу.
В пропасти, разделяющей личную мораль и общественную аморальность, лежит большая часть мирового
Л. Фишер.
АНАЛИЗ (син. разбор*, разложение*, расследование*; ант. синтез*)
Анализ часто убивает порыв, инициативу: размолотое зерно не может ни прозябать, ни произрастать.
А Амиель.
Анализ есть нравственное трупорассечение: он действует не иначе, как разрушая.
П. Буаст.
АНАРХИЯ (син. безвластие*, беспорядок*)
Анархизм, в конце концов, есть форма реакционного восстания против культуры, неприятие культуры с ее неравенствами, с ее страданиями и вместе с тем с ее величайшими подъемами и расцветом, неприятие ее во имя процесса уравновешивающего, сглаживающего и сметающего все возвышающееся.
Н. Бердяев.
Анархия и рабство — два карающих бича, которые ждут случая, чтобы наказать за ошибки королей или за буйство народы.
А. Ламартин.
Анархия всегда приводит к абсолютизму.
Наполеон I.
Человек в сущности есть дикое ужасное животное. ...Когда и где спадают замки и цепи законного порядка и водворяется анархия, там обнаруживается, что он
А Шопенгауэр.
АНГЛИЧАНЕ
Англичанин никогда не шутит, если речь идет о такой важной вещи, как пари.
Ж. Верн.
Англичане коллективно, как народ, плуты, индивидуально честны. Наоборот, французы, честные как народ, индивидуально — плуты.
Ж. и Э. Гонкур.
Англичане!! Вы великий народ скажу больше — вы великая чернь. Удары ваших кулаков красивее удара ваших шпаг. У вас есть аппетит. Вы — нация, пожирающая других.
В. Гюго.
Англия не имеет соперников в двух вещах — в спорте и в политике.
Б. Дизраэли.
Англичанин царствует в парламенте и на бирже; в первом дает он законы самому себе, а на втором — целому торговому миру.
Н. Карамзин.
Англичане прекрасны видом, но скучны до крайности...
Н. Карамзин.
Англичанин молчалив, равнодушен, говорит, как читает, не обнаруживая никогда быстрых душевных стремлений, которые потрясают электрически всю нашу физическую систему.
Н. Карамзин.
Англичане любят благотворить, любят удивлять своим великодушием и всегда помогут несчастному, как скоро уверены, что он не притворился несчастным. В противном случае скорее дадут умереть ему с голода, нежели помогут, боясь обмана, оскорбительного для их самолюбия.
Н. Карамзин.
Англичане честны, у них есть нравы, семейная жизнь, союз родства и дружбы... Их слово, приязнь, знакомство надежны: действие, может быть, их общего духа торговли, которая приучает людей уважать и хранить доверенность со всеми ее оттенками. Но строгая честность не мешает им быть тонкими эгоистами. Таковы они в своей торговле, политике и частных отношениях между собой. Все придумано, все разочтено, и последнее следствие есть... личная выгода.
Н. Карамзин.
Англичанин, путешествующий на континент, обыкновенно возит с собою и свою застенчивость. Он неловок, молчалив, натянут и, по-видимому, несимпатичен, и все потому, что он никак не может побороть своей застенчивости, хотя и старается ее скрыть под резкими, часто грубыми манерами.
С. Смайлс.
Сухой неуклюжий англичанин, конечно, с первого взгляда кажется неприятным человеком. Он словно проглотил аршин и до того застенчив, что возбуждает застенчивость в других; но его натянутость и суровость происходят не от гордости, а от той же застенчивости...
С. Смайлс.
Взгляды высшего английского общества нельзя исправить разумом, так как они порождены выгодой.
Стендаль.
АНЕКДОТ (син. басня*, вымысел, миф*)
Анекдоты вообще походят на старые монашеские хартии: из тысячи их восемьсот бывают фальшивыми.
Ф. Вольтер.
Анекдот — это ум тех, у которых его не имеется.
А Декурсель.
АНТИПАТИЯ (син. неприязнь; ант. симпатия)
Ничего не возникает так быстро как чувство антипатии.
А Мюссе.
Антипатия, боязнь, подозрение и ревность вытекают из недостатка доверия и уважения.
Д. Писарев.
У неразумных встречается во сто раз более антипатии к разумным, чем у разумных отвращения к неразумным.
М. Саади.
Здравомыслящие люди антипатично относятся к апатии и апатично к антипатии.
Э. Севрус.
АНТИСЕМИТИЗМ
Антисемитизм есть социализм глупцов.
А Бебель.
Есть что-то унизительное в том, что в страхе и ненависти к евреям их считают очень сильными, себя же очень слабыми, неспособными выдержать свободной борьбы с евреями... Есть только один способ борьбы против того, что евреи играют большую роль в науке и философии: делайте сами великие открытия, будьте великими учеными и философами. Бороться с преобладанием евреев в культуре можно только собственным творчеством культуры. Это область свободы. Свобода есть испытание силы. И унизительно думать, что свобода всегда оказывается благоприятной для евреев и неблагоприятной для неевреев...
Н. Бердяев.
Когда люди чувствуют себя несчастными и связывают свои личные несчастья с несчастиями историческими, то они ищут виновника, на которого можно было бы все несчастия свалить...
Человек чувствует успокоение и испытывает удовлетворение, когда виновник найден и его можно ненавидеть и ему мстить. Нет ничего легче, как убедить людей низкого уровня сознательности, что во всем виноваты евреи. Эмоциональная почва всегда готова для создания мифа о мировом еврейском заговоре, о тайных силах "жидо-масонства" и пр.
Н. Бердяев.
В основе антисемитизма лежит бездарность...
Н. Бердяев.
Антисемитизм всегда становится страстью... Антисемитизм есть сублимированная зависть к еврейству и соревнование с ним, притом не в положительных, но отрицательных его чертах, влечение — род недуга. Такая психопатическая влюбленность, которая делает его центром дум и дел, имеет характер навязчивой идеи, проистекает из этой сосредоточенности мысли на одном еврействе, именно в зависти и проистекающей враждебности к нему.
С. Булгаков.
Антисемитизм причиняет всем народам еще больше вреда, нежели евреям: он действует на них развращающим образом, подрывая их нравственность и задерживая прогресс.
JI. Буржуа.
Антисемит — это тот, в ком есть хоть доля еврейства, или физического, или психологического.
П. Вайнингер.
Зачем мне считаться шпаной и бандитом,
Не лучше ль податься мне в антисемиты?
На их стороне, хоть и нету законов,—
Поддержка и энтузиазм миллионов.
В. Высоцкий.
Я склонен думать, что антисемитизм неоспорим, как неоспорима проказа, сифилис, и что мир будет вылечен от этой постыдной болезни только культурой, которая хотя и медленно, но все-таки освобождает нас от болезней и пороков.
М. Горький.
Идиотизм — болезнь, которую нельзя излечить внушением. Для больного этой неизлечимой болезнью ясно: так как среди евреев оказались семь с половиной большевиков, значит — во всем виноват еврейский народ.
М. Горький.
Я не верю в успех клеветнической пропаганды антисемитизма. И я верю в разум русского народа, в его совесть, в искренность его стремления к свободе, исключающей всякое насилие над человеком.
М. Горький.
...Какую бы чепуху ни пороли антисемиты, они не любят еврея только за то, что он явно лучше, ловчее, трудоспособнее их.
М. Горький.
Антисемитизм есть выражение бездарности, неспособности победить в равноправной жизненной борьбе.
В. Гроссман.
Антисемитизм свидетельствует, что в мире существуют завистливые дураки и неудачники.
В. Гроссман.
Антисемитизм — мера человеческой бездарности.
В. Гроссман.
Государственный антисемитизм — свидетельство того, что государство пытается опереться на дураков, реакционеров, неудачников, на тьму суеверных и злобу голодных.
В. Гроссман.
Антисемитизм есть выражение несознательности народных масс, неспособных разобраться в причинах своих бедствий и страданий.
В. Гроссман.
Антисемитизм есть зеркало собственных недостатков отдельных людей, общественных устройств и государственных систем. Скажи мне, в чем ты обвиняешь евреев, и я скажу, в чем ты сам виноват.
В. Гроссман.
Антисемитизм сделал своим правилом изобличать ассимилированную часть еврейства в тайных национальных и религиозных устремлениях, а органическую часть еврейства, занимающуюся ремеслами, физическим трудом, делать ответственной за тех, кто участвует в революции, управлении промышленностью, в создании атомных реакторов, акционерных обществ и банков. „ _
В. Гроссман.
К антисемитизму прибегают перед неминуемым свершением судьбы и всемирно-исторические эпохи, и правительства реакционных неудачливых государств, и отдельные люди, стремящиеся выправить свою неудачливую жизнь.
В. Гроссман.
...Когда реакция вступает в гибельный для себя бой с силами свободы, антисемитизм становится для нее государственной, партийной идеей...
В. Гроссман.
Антисемит похож на дам,
которых кормит нежный труд:
от нелюбви своей к жидам
они дороже с нас берут.
И. Губерман.
Полемики, дискуссии, дебаты,—
кончаются, доспорившись до хрипа,
согласием, что снова виноваты
евреи неопознанного типа.
И. Губерман.
"Интернационал" пусть прогремит,
когда навеки похоронен будет
последний на земле антисемит.
Еврейской крови нет в крови моей.
Но ненавистен злобой заскорузлой
Я всем антисемитам,
как еврей,
и потому —
я настоящий русский.
Е. Евтушенко.
Что будут делать антисемиты, если последний русский еврей
выскользнет
зернышком через сито,—
кто будет враг!
Из каковских зверей!
Что если к нашему с вами позору,
тоже еврей,
оскорбленный до слез,
за выездною визой
к посольству
встанет смертельно уставший
Христос!!
Е. Евтушенко.
В наше время всеобщей конкуренции во всех областях очутился грозный конкурент, и этого ему не хотят простить. Антисемиты здесь требуют своего рода покровительственной системы.
Л. Леруа-Болье.
Бесстыдство — непременная черта антисемита.
Ю. Нагибин.
Не подобает христианам быть антисемитами. Мы семиты духовно.
Пий XI.
Есть родовой, фамильный аристократизм, и едва ли он симпатичен кому-нибудь: человек кичится "заслугами предков", сам не имея никаких заслуг и даже будучи отрицательною величиною. Насколько же ужаснее родовое, историческое ненавидение, бросающее камень в голову не того, кто виновен, но кто "черен и курчав", кто "еврей",— хотя бы лично он был уже нам дружелюбен и полезен. „ „
В. Розанов.
Антисемит — это мизантроп узкого профиля.
Э. Севрус.
Антисемитизм для русских, да и вообще для всех народов,— это как вонь для скунсов. Всегда, когда скунсу грозит опасность, он поднимает хвост и выпускает зловоние, так и антисемитизм.
Э. Тополь.