Измени себя! Измени свой мир!
● Быть здоровым -Техники и руководства к действию
Методы-упражнения НЛП работы с тяжело больными
Для конкретной терапевтической работы американские психотерапевты, в основном специалисты НЛП, предложили целый ряд оригинальных методов-упражнений. Рассмотрим несколько таких упражнений.
Упражнение: ОПРЕДЕЛЕНИЕ СВОЕЙ РОЛИ В ВОЗНИКНОВЕНИИ ЗАБОЛЕВАНИЯ
Цель упражнения: довести до сведения пациента, что болезнь пришла не из внешнего мира, а сформирована отношением его внутреннего мира к событиям внешнего.
1. Выпишите на листик бумаги пять основных стрессовых ситуаций, с которыми вы столкнулись в период от полугода до полутора лет.
2. Если вам удалось определить в своей жизни серьезные внешние или внутренние стрессы, попробуйте решить, какое участие вы приняли в этих ситуациях: активной была ваша роль или пассивной.
3. Выделите пять основных стрессовых ситуаций, которые вы переживаете в настоящий момент.
4. Позволяете ли себе выражать чувства по поводу стрессовой ситуации?
5. Задумываетесь ли вы над тем, в чем заключаются ваши собственные интересы?
6. Сравните, как вы реагировали на стресс до заболевания и как - сейчас.
7. Сделайте вывод, в какой период времени ваше отношение было неадекватным.
Именно те, кто стремится придерживаться выработанных обществом норм поведения, наиболее часто заболевают тяжелыми болезнями. Онкологических больных описывают как людей «чистейшей души», добрых, чутких, лишенных эгоизма и приятных во всех отношениях.
Упражнение: ОПРЕДЕЛЕНИЕ «ПРЕИМУЩЕСТВ» ЗАБОЛЕВАНИЯ
Болезнь может становиться способом удовлетворения потребностей, языком «Тела», если человек не смог найти иных, сознательных путей их удовлетворения. Часто, только заболев, вы чувствуете, что вправе снять с себя определенную ответственность, впервые обратить внимание на самого себя. Но предоставляя человеку временную передышку, болезнь, одновременно является для него ловушкой. Если человеку удается получить внимание и право на отдых только потому, что человек болен, какая-то часть его не захочет выздоравливать.
1. Перечислите пять главных преимуществ, которые вам дала самая серьезная из всех ваших болезней.
2. Попытайтесь правильно определить представления, мешающие вам удовлетворить эти потребности, не прибегая к болезни.
Найдите способы, которыми вы могли сообщить о своих проблемах окружающим, не прибегая к болезни.
Упражнение: КАК НАУЧИТЬСЯ РАССЛАБЛЯТЬСЯ И ВИЗУАЛИЗИРОВАТЬ СВОЕ ВЫЗДОРОВЛЕНИЕ
Страх сам по себе становится источником стресса. Для многих онкологических больных тело становится врагом, как будто, заболев, оно предало их и теперь угрожает самой жизни. Больной человек не верит в его способность совладать с заболеванием. Научившись расслабляться и воздействовать на свой организм, человек снова начинает доверять способности своего тела противостоять болезни. Тело опять становится источником радости и удовольствия, кроме того, оно служит и важным средством обратной связи -насколько эффективно человек живет. Если человеку удастся физически расслабиться, это нарушит порочный круг страха и напряжения, что станет своеобразным способом энергетической подзарядки.
1. Один из способов снять стресс - это регулярные дозированные физические упражнения. Такие упражнения действуют как реакция «драться или убегать», которая дает возможность организму избавиться от накопившегося в нем напряжения.
2. Дыхательные упражнения, направленные на уменьшение напряжения и, следовательно, тревоги.
3. Медитации и прогрессивная мышечная релаксация, аутогенная.
4. Тренировка, самогипноз.
СПЕЦИАЛЬНАЯ МЕТОДИКА РЕЛАКСАЦИИ
Существует необходимость ощутить любое напряжение мышц. Мысленно представить себе это напряжение в виде какого-то образа. Это может быть сжатый кулак или завязанная узлом веревка. Затем представьте себе, как она развязывается, разжимается, повисает, подобно натянутой, а затем отпущенной резинке.
Большую роль будет играть качественная визуализация (представление образа), которая является языком, на котором «Сознательный Я» будет говорить с «Моим Ты». Поэтому очень важно помочь пациенту разобраться в стратегии расположения его внешних и внутренних изображений, звуков, кинестетических чувств, запахов и вкусов, чтобы породить убеждение, манеру поведения или модель мысли. Мы никогда не воспринимаем слово прямо - только через внутренние образы, звуки, кинестетические чувства. Правильно научиться правописанию можно только с помощью картинки - написанного, а не с помощью звука. При скорочтении нужно не проговаривать слова, а воспринимать их мысленно, так как речь тормозит процесс восприятия. Талантливый спортсмен визуализирует движения, затем представляет их в ощущениях, возникающих при движении, а лишь потом это движение осуществляет.
Пациенту предлагается увидеть свой рак в символических или в реалистических образах. Желательно представить, что он состоит из очень слабых клеток с неправильным строением. Представить, что необходимо, чтобы защитные механизмы его тела вернулись к естественному, здоровому состоянию.
Он должен представьте себе, как его лейкоциты приближаются к тому месту, где находится опухоль, определяют атипичные клетки и разрушают их. Если он ощутит в каком-то месте боль, пусть представит себе, как целая армия лейкоцитов устремляется туда, чтобы успокоить ее. Нужно мысленно увидеть себя бодрым, здоровым и полным энергии. Подумать о своих жизненных ценностях. Пусть похвалит себя за то, что он сам способствует своему выздоровлению. Нужно нарисовать те образы, которые возникли у него во время визуализации. Не стоит волноваться, если ему не удалось «увидеть» эти образы, главное, чтобы он их каким-то образом «ощутил», «представил себе», «подумал о них». Здесь не так важно слово, описывающее способ, которым он их воображал, как то, что он это вообще делал.
ВОЗМОЖНЫЕ ТРУДНОСТИ В РАБОТЕ С ВООБРАЖЕНИЕМ
Если больному свойствен не зрительный, а какой-то иной способ формирования воображаемых образов, не следует заставлять его что-то «видеть», лучше придерживаться более привычного для него способа представления. Другая трудность: мысли часто начинают отвлекаться, блуждать. Это связано с неумением сосредоточиться, которое может усугубляться действием некоторых лекарственных препаратов, болью или страхом. Мы пытаемся помочь пациенту представить себе желаемый результат, а не то, что происходит с ним в данный момент. Работа с воображением - это не средство самообмана, это способ направить себя на путь к выздоровлению.
ЗНАЧЕНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВ
Примеры плохих образов: «Он (рак) похож на большую черную крысу», «Лекарство в виде маленьких желтеньких таблеток, крыса поедает одну из этих таблеток», «Некоторое время ей плохо, но потом она всегда поправляется и начинает снова кусать меня еще сильнее».
«Лейкоциты похожи на яйца в инкубаторе. Они ждут своего часа, чтобы проклюнуться».
«Большую скалу рака» скребут «щетки из грубой щетины - лейкоциты».
«Лейкоциты, как черная буря, заносят на своем пути почти все раковые клетки, но некоторые из них все-таки высовываются».
Важно подробно исследовать содержание визуализации, чтобы увидеть, как они передают установки пациента. Не склонен ли тот или иной больной «припорашивать снежком», т.е. прятать, свои отрицательные эмоции.
ЗРИТЕЛЬНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ЦЕЛИТЕЛЬНЫХ СИЛ ОРГАНИЗМА
1. Расслабление.
2. Лейкоциты отправляются на разведку, чтобы выяснить, в чем причина испытываемой боли. Если лейкоциты обнаруживают раковые клетки, то нападают на них и уничтожают, оставляя после себя чистую и здоровую ткань, совершенно свободную от боли.
3. Если находят не рак, а напряженные болезненные мышцы или связки, то необходимо представить себе, что эти мышцы или связки расслабляются.
4. По мере того как он удерживает в воображении образ расслабляющихся связок, боль постепенно уменьшается и может даже полностью отступить.
Наилучшим вариантом будет тот, когда сам пациент под влиянием вашей недирективной работы в трансе создаст такой образ соотношения сил рака и лейкоцитов, при котором победа лейкоцитов никакого сомнения вызывать не будет. Так, одна из пациенток создала образ рака в виде медузы с отростка-ми-щупальцами, кусочки которых отваливались и заносились в другие ткани. Лейкоцитов она представила, и даже нарисовала, в виде маленьких акул, которые рвали на части медузу и, заглатывая ее куски, становились все сильнее и многочисленнее. Эта пациентка почти без осложнений перенесла химиотерапевтические и радиологические курсы лечения. Ее история болезни будет приведена ниже.
РЕЦИДИВ БОЛЕЗНИ
Если человек заранее готов к возможности возвращения болезни, это помогает значительно снизить страх рецидива. Настоятельно рекомендуется больным в этот период не ждать от себя слишком много. Им нужны силы, чтобы просто это пережить. Во-первых, надо непременно обратиться к кому-нибудь из окружающих, чтобы те поддержали их своей любовью. Во-вторых, не следует делать серьезные выводы относительно того, чем в конце концов закончится их заболевание.
Причины рецидивов:
1. Пациент не смог справиться со стоящими перед ним эмоциональными проблемами и бессознательно принял решение сдаться.
2. Пациент еще не научился удовлетворять свои эмоциональные потребности иначе, чем с помощью болезни.
3. Возможно, пациент пытается произвести слишком много изменений в своей жизни одновременно.
4. Пациент сделал какие-то важные изменения, но затем расслабился и впал в состояние благодушия.
5. Пациент не прислушался к своим эмоциональным потребностям.
СМЕРТЬ
Большинство онкологических больных не столько бояться самой смерти, сколько того, что с этим связано. Их пугает перспектива медленного умирания, которая истощит родных и друзей как эмоционально, так и материально. В их семьях нередко стараются избегать даже упоминаний о смерти. Когда больной пытается заговорить о ней, он чаще всего слышит: «Не говори так! Ты не умрешь!» Поскольку человек не может обсудить проблему смерти даже с самыми близкими людьми, его страхи, не находя выхода, продолжают копиться и расти.
Элизабет Кюблер-Росс заметила, что довольно часто люди не дают себе разрешения умереть. Они продолжают держаться за жизнь, потому что кто-то из близких или даже борющихся за их жизнь медиков не может смириться с их смертью. Эти люди испытывают двойную нагрузку - с одной стороны, они знают, что умирают, а с другой - чувствуют, что нельзя показывать вида окружающим.
Со временем стало понятно, что поскольку пациенты могут влиять на течение своей болезни, направляя его к здоровью и жизни, то следует признать, что они могут - и имеют полное право, - если захотят, направлять его к смерти.
КАК НАЧАТЬ ГОВОРИТЬ О СМЕРТИ
Рекомендуется начинать разговор о смерти и возможности рецидива болезни на групповых занятиях в течение первой недели курса лечения. Мы говорим пациентам о том, что, возможно, в будущем кто-то решит, что пришло его время умирать. Мы просим их сообщать нам о таких решениях, заверяя, что будем поддерживать и заботиться о них в период умирания не меньше, чем поддерживали и заботились во время их борьбы за жизнь. Они имеют полное право перестать бороться и отказаться от жизни.
Клинические примеры:
Случай с отцом автора. В 59 лет ранее ничем не болевший мужчина, театральный режиссер по профессии, художественный руководитель Харьковской телестудии по должности, узнал, что в 60 лет ему придется уйти на пенсию. Все его интересы находились в сфере деятельности, и представить себе жизнь пенсионера он просто не мог. Через б месяцев у него был обнаружен рак легкого с множественными метастазами в кости. Болезнь быстро прогрессировала и ровно в 60 лет, в день своего рождения и выхода на пенсию - он умер.
Пациент Г., 52 года, рабочий по профессии, тяжело перенес трагическую смерть любимой жены. После ее смерти осталось двое маленьких детей, заботу о которых с ним разделила дочь его умершей жены от первого брака. В это время у пациента была диагностирована язвенная болезнь 12-перстной кишки, которая периодически рецидивировала. За год до того, как ему был поставлен диагноз: рак желудка с множественными метастазами в кости и лимфоузлы, его постигло очень сильное разочарование после того, как ушла из семьи воспитывавшая детей приемная дочь. Пациент был все время занят на работе, и дети остались без материнской заботы. Свое состояние в этот период пациент описывает как полное отчаяние и отсутствие всякой надежды. За некоторое время до манифестации заболевания у него появилась поза безнадежности: он часто сидел, наклонив голову, опустив плечи, согнув спину, с ладонями, зажатыми в сомкнутых коленях. Заболевание протекало чрезвычайно остро, и через б месяцев после установления диагноза пациент умер.
К сожалению, оба случая произошли в то время, когда автор не имел никакого представления о том, каковы механизмы возникновения онкологического заболевания. Тем более, ничего не знал о том, как на эти механизмы можно воздействовать.
Пациентка С., 53 года, педагог по профессии, в прошлом очень энергичный и физически здоровый человек. Диагноз: саркома матки с метастазами в региональные лимфоузлы. За 5 лет до заболевания погиб в автомобильной катастрофе ее муж, с которым у нее была очень тесная эмоциональная связь. Через несколько месяцев в психическом статусе были отмечены значительные улучшения. Пациентка связывала это с тем, что всю свою энергию она перенесла на воспитание родившегося внука. Через 1, 5 года семья дочери эмигрировала в Израиль. Пациентка несколько месяцев безуспешно пыталась получить гостевую визу, чтобы проведать дочь и внука. Отказы посольства переживала очень тяжело, временами находилась в депрессивном состоянии. Через год после этого у нее было обнаружено онкологическое заболевание. Ей была сделана радикальная операция, после этого проведены курс химиотерапии и радиологического облучения. Несмотря на противопоказания и неутешительный прогноз (гистологическое исследование показало, что опухоль - из числа очень агрессивных), пациентка выехала на длительный срок в Израиль. Там она ухаживала уже за двумя внуками, а в то время, когда они находились в детском саду, подрабатывала, ухаживая за престарелыми. Через 2,5 года после операции - состояние как физическое, так и психологическое - хорошее.
Все техники