Тратака является частью как классической хатха-йоги, так и раджа-йоги; первая является физической йогой, которая пытается достичь равновесия "ХА", левой стороны тела или луны, с "ТХА", правой стороны тела или солнца, в то время как королевская или раджа-йога старается использовать волю как средство.
Гхеранда Риши, классический интерпретатор хатха-йоги, считает тратаку одним из процессов "шаткармы", шести очистительных процедур.
Она укрепляет мышцы глаз и нервы, подводит к правильной медитации.
В раджа-йоге тратака служит подготовкой к дхаране. Тратака является наилучшим упражнением для удержания символа или формы в медитации, когда в состоянии пратьяхары должно быть оставлено сознание. "Дхарана" обычно переводится как высшая концентрация, но это неправильно. Тратака, с другой стороны, также может быть названа концентрацией, поскольку глаза фиксируют объект. Дхарана является не только внутренней концентрацией, но и включает рассматривание и восприятие формы, которое в этом состоянии не может быть отвлечено или разрушено ни шумом, ни внутренним беспокойством, тревожащими мыслями и т. д. Это отвлечение начинается уже на уровне пратьяхары. Если символ, который есть форма сознания, исчезает, тогда сознание разрушается и опускается в подсознание или сон.
В Индии тратака рассматривается как наиболее важное упражнение для достижения оккультных сил. В
тантре она служит для пробуждения таинственных скрытых сил, когда комбинируется с мауной, сохранением молчания. Когда кто-либо сохраняет молчание определенное время, то каждое его слово в результате становится истиной. Это не столько сила, сколько чистота. Если подсознание у личности становится просветленным и его ассоциации объективными, то просто реализует то, что приходит к нему в виде мыслей и выражений их; поэтому он говорит только реальное, а не объект становится реальным, потому что он сказал это.
Тратака практикуется в Индии на следующих объектах:
1. Пламе лампы или свечи.
2. Черной точке.
3. Символе Ишта-дэваты.
4. Кончике носа (насагра дришти).
5. Центре между бровями.
6. Шива-линге. (знак Шивы, обычно представлен в нем яйцевидной формы).
7. Небе или воде.
8. Восходящем солнце.
9. Солнце.
10. Кристалле.
11. Собственной тени.
12. Темноте.
13. Пустоте (шунье).
14. Зеркале.
15. Одном из четырех элементов.
16. Одной из чакр.
17. Внутренней форме.
18. Янтре.
Обычно применяются первые три метода; 4 и 5 эффективно действуют только, когда достигнуто действительное спокойствие и их действие обращено на Аджна-чакру или соответственно на Сахасрару; 11 и 14 называются чхайя-упашана и описываются ниже; 17 называется Антар-тратака; все другие являются более упражнениями посвящения, чем объектами концентрации и 9, 12, 13, 15, 16 должны разучиваться над "дешикой" тантра гуру; 18 применяется во всех школах махаянистского буддизма, особенно в Тибете, где геометрические янтры замещены картинами
мандалы.
Тратака должна всегда сопровождать медитацию на Иштадэвате в Чидакаше или йога-нидре. Люди, носящие очки, должны снимать их во время этого упражнения.
Техника:
Поместите объект концентрации на уровне глаз и на расстоянии, которое дает возможность отчетливо видеть его. Тело должно быть совершенно неподвижно, желательно в одной из медитативных йогических позиций. Дыхание совершенно спокойное, медленное и нормальное. Глаза должны быть расслаблены, таращить их не следует. Если почувствуете напряжение, закройте глаза и еще раз расслабьте их. Вы можете увидеть различные цвета и вспышки; следите за ними как бы со стороны, так как они являются результатом продолжительного воздействия на аджна-чакру.
1. Следите за движением воздуха в носу, как он входит и выходит. Закройте глаза и совершенно расслабьте и успокойте их.
2. Когда делаете тратаку на пламени лампы или свечи, концентрируйтесь на яркой раскаленной точке на конце фитиля. Избегайте моргания - когда ваши глаза заслезятся или почувствуют напряжение, закройте их немедленно. Во время смотрения они не должны ощущать никакого напряжения. Цель упражнения - удержать глаза раскрытыми и расслабленными как можно дольшее время (примерно 15-20 минут).
Когда выполняете тратаку на черной точке, она должна фиксироваться на фоне белой стены.
3. Закройте ваши глаза: вы увидите множество предметов, но старайтесь следить за ними без всякого движения ваших глаз. Для этого сведите их в центр и смотрите в точку между бровями, и эти картины через некоторое время исчезнут. Если они начнут уплывать в сторону или вниз, не следуйте за ними глазами. Когда эти фигуры исчезнут полностью, откройте глаза и второй раз повторите упражнение, начиная с пункта 2.
4. Снова выполняйте пункт 3, до тех пор, пока не получите темноту вместо вспышек и образов; на этот момент обратите особое внимание к центру. Когда это будет испытано, тратака должна выполняться вместе с нада-йогой или же в йога-нидре, или же сопровождаться концентрацией на вашем символе.
Указания:
С самого начала кто-либо может не увидеть никаких образов; так же как кто-либо может обнаружить, что не видит никаких вспышек или звезд. Если же и после некоторого времени практики это не будет наблюдаться, то следует посмотреть прямо на электрическую лампочку, и когда снова закроете глаза, то увидите отражение на сетчатке. Если и это не поможет, тогда обратитесь к другому методу медитации. Возможно, что ваш слух окажется более чувствительным, чем ваше зрение, и тогда вы должны заняться нада-йогой.