Не хочу, чтобы вы оставались в ловушке умозаключений вызванными привычным
образом жизни, привычным мышлением, информационным потоком искажающим
действительность, поэтому обязан объяснить, что такое медитация на самом деле. И
предупредить, что надо потрудиться, кому больше, кому меньше, но впрыгнуть в
медитацию, как по щучьему велению, никому не удастся. Необходимо набраться
внутренней Силы, создать предпосылки и тогда медитация обязательно случится.
О медитации написано много, и это только запутывает. Латинское слово meditatio, от
которого пошло слово "медитация", означает "обдумывать, мысленно созерцать,
вырабатывать идеи", что далеко не полностью отражает суть медитации. А
многообразие объяснений медитации в философских и толковых словарях не только не
дают четкого понимания, что такое медитация, но даже могут отбить охоту ею
заниматься.
В обиходе под словом медитация чаще
всего подразумевается техника,
избирательно влияющая на человека и только подводящая к собственно медитации.
Именно название таких техник медитациями и вводит наш ум в заблуждение
(медитация на свечу, медитация на воду, медитация с концентрацией на мантру или
мандалу, трансцендентальная медитация и т.п.). Процесс подготовки входа в
медитацию принимается за саму медитацию. И человек часто не идет дальше.
Даже великий мистик и пропагандист медитации Ошо (Бхагаван Шри Раджниш,
1931–1990), объясняя, что такое медитация, и подчеркивая, что она случается, ее
невозможно "сделать", всё же дал большинству своих техник названия "медитация"
(например,
Kundalini Meditation, Dynamic Meditation).
Один из его ответов на вопрос на этот счет был таким: "В процессе выполнения
медитативных техник человек может войти в медитативное состояние, так почему бы
их не назвать медитациями. Кроме того, выполняя технику, западный человек
думает: я медитирую! Для многих это стимул и кратчайший путь к настоящей
медитации, хотя для некоторых – конечная станция".
Так что есть настоящая медитация? Это – не просто измененное состояние
сознания (ИСС), но особое состояние осознания и восприятия.
В обычном состоянии человек осознает себя и
окружающий мир в спектре физического восприятия. Он видит, слышит, осязает,
думает и осознает себя телесной личностью. То есть его восприятие
направлено на материализованное, проявленное, на познаваемое с помощью
физических органов.
В повседневной жизни мы не замечаем другого
состояния нашего осознания в спектре восприятия нематериального,
непроявленного, непознаваемого физическими органами в первую очередь из-за
спонтанности и кратковременности проявления этого состояния. Но именно в эти
мгновения нас посещают чувства* (не путать с эмоциями), догадки, прозрения,
идеи. Эти мгновения и есть состояния настоящей
медитации. И кстати, в этом состоянии "принимается заказ" на материализацию наших вольных и
невольных желаний, в этом состоянии мы становимся волшебниками и подлинными
вершителями своих судеб. Учитывая дуальность всего в нашей Вселенной,
естественно предположить, что у состояния медитации есть своя противоположность. Из-за большой разницы во времени с состоянием
медитации это, конечно, не обычное наше состояние. Противоположный полюс есть
состояние концентрации обычного внимания.
К сожалению, человек не может хорошо и это делать, а ведь чем больше будет
длиться настоящая концентрация, тем больше будет длиться ее противоположность –
медитация. (О концентрации подробно в Уроке 5 Курса медитаций). Вот почему возникли техники,
основанные на концентрации. Вот почему люди, умеющие хорошо концентрироваться,
лучше решают свои задачи: время как обычной концентрации, так и медитативного
состояния у них больше.
Становится понятно, что сидеть, уставившись в одну точку или на пламя свечи,
не есть медитация, а одна из многих техник позволяющих приблизится к медитации и
не самым быстрым способом. Тот же Ошо подарил людям много различных техник
значительно более результативных и более приемлемых в нашей бурной жизни.
Все известные техники, не зависимо от приемов, служат для достижения входа в
медитацию: в состояние осознанного восприятия
нематериального, непроявленного, непознанного,
и более длительного пребывания в этом состоянии.
Глубокая релаксация → Остановка мыслей → Наблюдение без
комментариев/свидетельствование → Не зависимый от воли вход в настоящую
медитацию/в осознанное восприятие нематериального
Эта цепочка действий наиболее точно отражает процесс подхода к медитации и
входа в нее.
Релаксация, отсутствие мыслей и созерцание вместе, чаще всего
принимаются за медитацию. Но это только путь к
настоящей медитации,
хотя и очень полезный для здоровья.
А глубокий уход в молчание и наблюдение –
свидетельствование без комментариев уже
есть начальная стадия настоящей медитации,
именно в этой стадии начинается процесс изменения сознания,** проявляются
проблески особого осознания и восприятия. Медитирующий, совершивший первый раз
вход в это измененное состояние, внезапно понимает всю мистическую прелесть
медитации и у него формируется устойчивый навык входа в это состояние.
Все медитативные техники, в той или иной степени развивают указанные в схеме
качества. Не забегая вперед, вы будите осваивать этот путь. Всесторонняя польза
от занятий, в том числе и терапевтическая, не заставит себя долго ждать и будет
все ощутимей по мере продвижения к настоящей Медитации.
Подготовке к вхождению в состояние медитации***
с тем или иным
успехом обучают все духовные школы. На Востоке считается, что нахождение
непрерывно более 40 минут в настоящей медитации – в состоянии измененного
осознания приводит человека к просветлению. Поэтому тому, кто не ставит себе
целью стать подобным Будде, Кришне или Христу, Учителя советуют прибывать в ней
не более 20 минут. Не желающих стать просветленными и жить вне социума спешу
успокоить.
Во-первых, выйти из любой стадии медитации очень легко (решил и в туже
секунду без усилия вышел), это войти в нее надо потрудиться (расслабиться,
остановить работу активного ума, начать наблюдать себя, наблюдающего, не
комментируя).
Во-вторых, практика показала, что современному западному человеку весьма
трудно находиться в состоянии измененного осознания (быть свидетелем
свидетельствующего) более пяти минут, обязательно ум прорвется через тишину и
созерцание или отвлекут внешние факторы. Обычно уже опытный медитирующий за час
медитации (в привычном понимании этого слова), входит в особое состояние
осознания несколько раз на очень не продолжительное время. Но и этого более чем
достаточно, чтобы получить от медитации все необходимое!
Итак, практически все, что обычно называют медитациями, являются техниками,
подводящими к состоянию медитации. Здесь тоже эти техники будут по традиции
называться медитациями и упражнениями. Настоящая медитация – это венец, это вход
в храм. Но, чтобы войти, надо сначала подойти. Кто имеет опыт занятий медитацией
из прошлой жизни – подойдет быстрее, другие позже. Но затраченное время с лихвой
окупится. И пройти надо всем, кто хочет достичь максимального результата.
Цитирую Ошо:
"Медитация – это свидетельствование. Медитировать – значит быть свидетелем.
Медитация –
вовсе не техника! Это открытие приведет вас в смущение, поскольку я продолжаю
обучать вас техникам. Если быть точным, медитация – это не техника,
медитация –
это осознавание. Однако окончательное понимание этого от вас далеко; оно глубоко
скрыто в вас и очень далеко – поэтому вы и нуждаетесь
в техниках. Вы можете достичь медитации прямо сейчас, но вам этого не сделать,
ибо ваш ум продолжает функционировать. Это возможно сейчас и все же невозможно.
Техники медитации перекинут через пропасть мост; они как раз и предназначены для
того, чтобы перебросить мост. Так что на первых порах техники – это разновидности
медитации; но в конце вы будете над ними смеяться: техника – это вовсе не медитация.
Медитация –
это абсолютно новое качество вашего бытия, медитация ни с чем не имеет ничего
общего. Но случится она только в конце; не думайте, что она уже случилась, иначе
мост через пропасть вам не перебросить".
______________
*
Чувства и
эмоции – это совершенно разные вещи. Чувства возникают тогда, когда мы (наша
интуиция, шестое чувство) получаем из непознанного (или как угодно – из
информативного поля, от высшего "Я") некую информацию. Понятный пример. У матери
внезапно возникло чувство тревоги за своего сына, который в это время в другом
городе попал в неприятность. Эмоции – запрограммированные,
поведенческие реакции на информацию, полученную из физического мира.
**
В связи с
тем, что измененное состояние сознания сопутствует состоянию медитации, ее можно
называть одним из видов транса. Но так как слово "транс" для многих людей имеет
негативное значение, называть медитацию трансом не стоит.
*** Есть и
другие, менее известные названия этому состоянию, например, толтекское сновии́дение, японское дзадзен.
Статьи разных авторов
Статьи П.Лейман и Л.Лейман
Каталог статей