(окончание второй главы)
Одно из вреднейших заблуждений, в которых воспитывается современный человек, есть сознание безответственности за свои поступки, желания и мысли. Человек рождается, живет и умирает в полной уверенности, что в нашем лучшем из миров все дозволено, что грешить можно без зазрения совести, что хотя религия что‑то такое запрещает, но она же все и прощает, стоит только покаяться и совершить некоторые обряды, чтобы освободиться от бремени грехов и быть готовым к совершению новых.
Возможность грешить и каяться, каяться и грешить и легкость, с какой человек освобождается от всех своих преступлений и грехов, породила ложное сознание безответственности, создала несерьезное отношение к исполнению своего долга, легкомысленное отношение к правам другого человека, небрежное отношение к нравственным правилам, указанным в религии. В окончательном результате все это, породив пагубную для человечества удовлетворенность существующим порядком вещей, угасило его дух, обрезало у него крылья, не имея которых нельзя подняться ввысь, лишило его сознания необходимости совершенствования. К чему стремиться к совершенствованию, для чего считаться с законами и правилами, раз существует любвеобильный Бог, который все прощает?
Стоит лишь покаяться, как прощение грехов и вход в Царствие Божие обеспечены.
Это древнее заблуждение ведет свое начало с того времени, с которого вошли в христианскую науку все прочие заблуждения. Благодаря тому удобству, которое оно дает человеку в его земной жизни, предоставляя ему полную возможность безнаказанно грешить, и той легкости, с которой оно якобы приводит человека к его конечной цели — достижению Царствия Божия, теория прощения грехов через покаяние очень популярна и широко распространена. Она очень прочно вошла в сознание человека западного мира и находит сильную поддержку в той части философии и науки, которые не порвали связи с религией. Человек западного мира не хочет слышать ни о каких других теориях, ибо они для него менее выгодны и вследствие этого неприемлемы. Поэтому выступать против этои теории — задача чрезвычайно трудная и неблагодарная.
Защитники, исповедующие как истину теорию прощения грехов через покаяние, будут, конечно, ссылаться на авторитет священного писания, на слова Христа и его апостолов, которые якобы установили право прощения грехов, и главным образом на самого Христа, который прощал грехи и передал это право апостолам, а апостолы передали его церквам.
Мы тоже будем ссылаться на те же источники, только в несколько ином, эзотерическом понимании, и на некоторое знание космических законов.
Полезно проследить, как всякая теория и всякое учение, в частности теория прощения грехов через покаяние, которые не стремятся к постижению истины, с течением времени все больше и больше погружаются в тину заблуждений, все более и более, как паутиной, окутываются ложными наслоениями, в которых истина в конце концов исчезает совершенно. Нет большего вреда для истины, когда защищать теорию, которая в основе своей неправильна, берется муж науки. Если малоубедительные бредни какого‑нибудь безграмотного сектанта могут увлечь в его веру лишь людей такого же невысокого развития, то научный труд профессора, написанный по всем правилам науки, действует на большой периферии, среди огромного количества культурно мыслящих людей. Учение церкви, подкрепленное выводами науки, есть большая сила и приобретает значение авторитета для каждого, кто питает уважение к науке и не умеет сам разбираться в сложных вопросах жизни.
Ярким подтверждением сказанного является философсконаучный труд профессора В.В.Зеньковского Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. Разбирая в своем труде учения индуизма, буддизма, теософии и, главным образом, антропософии, почтенный профессор восстает против раскрытия в себе Бога, против познания своего высшего я путем служения добру и стремлением к совершенствованию, называя это темным полюсом духовности и самоутверждением, не открывающим путь к Богу, но закрывающим его.
«Необходимо спасти личность, — говорит профессор, — от неверного погружения ее в себя, от фатального ее обособления… Оцерковленне личности — это и есть ее спасение, это и есть основная педагогическая проблема. В Церкви, постепенно, через процесс внутренней жизни и через благодатное срастание с Церковью в таинствах, в молитве, мы начинаем понемногу опытно опознавать изначальное единосущее, которое ныне лишь в Церкви может быть реализовано… Вся система воспитания в этом аспекте определяется именно темой оцерковления личности — здесь намечена центральная точка, центральная основа воспитания» (с. 196).
Далее профессор говорит, что "сила Церкви в прощении грехов.
Изумительная сила прощения грехов заключает в себе такую действенность, такое преображение и окрыление души, что отсюда не раз вырастало соблазнительное убеждение в ценности греха («felix sulpa»), освобождение от которого так живительно и благодатно действует на душу. Ровная, добродетельная жизнь кажется скучной и тусклой, бескрылой и вялой; сознание же греха, обжигающее душу в момент раскаяния, радость прощения греха, реальность и сила свободы при единении с Богом — все это зажигает душу новой энергией и вдохновением" (с. 228).
Поставив грех по своей ценности выше добродетели, г‑н профессор вслед за вышеприведенными словами хотя и восстанавливает значение добродетели, но оставляет во всей силе значение ценности греха, говоря: «В этой софистической игре понятиями верно все, что говорится о моменте раскаяния и прощения грехов, но все неверно, что сказано о добродетели».
"Моральное воспитание, — по словам профессора Зеньковского, — должно быть построено в линиях мистической морали, какую развивает христианство. Ни мораль благоразумия, ни мораль разума (автономная мораль) не преодолевают начала греховности, ибо не связывают служение добру с преданностью Богу. Подлинная моральная свобода лежит не в организации отвечающего закону добра поведения, а в свободе от самоутверждения, в восстановлении реального единения с Богом. Свобода становится творческой силой, силой спасения, лишь при жизни в Боге.
Потому должна быть отвергнута всякая «магия добрых дел», безличное служение добру во имя самоочищения. Раскаяние и освобождение от греха через таинство покаяния являются истинными проводниками моральной силы и исцеления болезней духа" (с. 240).
Единственный признанный всеми мудрецами мира, кроме некоторых христианских мудрецов (типа профессора Зеньковского), способ познания высших тайн мироздания — тайны Бога и тайны Вселенной — через зажжение света в себе, через раскрытие путем совершенствования своего высшего я, профессор называет самоутверждением, фатальным обособлением и погружением в себя, и спасением от такого самоутверждения предлагается «оцерковление личности». Воистину, как сказал Христос: «Итак смотри: свет, который в тебе, не есть ли тьма?» (Лука, II: 35), — не зажег профессор в себе светильник своего высшего я и не может он понять ни тайны Вселенной, ни тайны Бога, ни путей, ведущих к Нему, ибо постижение этих тайн начинается с постижения тайны человека, и, подавляя своей ложью истину, он находится под действием силы заблуждения, о которой говорит во Втором послании к фессалоникийцам (2: II) апостол Павел. Отвергнув как вредное самоутверждение познание своего высшего я, в котором находится высшее сознание человека, несмотря на свою ученость, профессор Зеньковский остался во тьме, ибо лишь находящийся во тьме может отвергать служение добру и проповедовать для приближения к Богу путь греховности.
Когда‑то в России была секта, проповедовавшая спасение человека через грех: «Не согрешишь — не покаешься, не покаешься — не спасешься».
Тогда это проповедовали отошедшие от церкви безграмотные сектанты, ныне это проповедует профессор‑церковник. Чем отличается эта формула от другой подобной ей формулы, которую, впрочем большею частью шутя, говорят любители выпить: «Кто пьян — тот спит, кто спит — тот не грешит, кто не грешит — тот свят, а кто свят — тот будет на небо взят»? Тем не менее в этой шутке, в этой софистической игре понятиями содержится некоторый призыв к пьянству. В софистической же игре понятиями профессора Зеньковского содержится совершенно нешуточный призыв к греху, ибо раз прощение грехов вызывает необыкновенную радость и окрыление души, то, в силу свойственного природе человека стремления избегать горя и стремиться к радости, он полученное в прощение грехов окрыление неизбежно использует для совершения новых грехов, чтобы снова испытать необыкновенную радость прощения грехов.
В таких линиях «мистической морали» предлагает профессор организовать воспитание юношества. Самоусовершенствования не нужно, ибо это путь темный, который удаляет от Бога. Раскрытие своего высшего сознания через познание себя, т.е. вырастание «в мужа совершенного, в меру полного возраста Христа», как говорит в Послании к ефесянам (4: 13) апостол Павел, не нужно, ибо это самоутверждение и обособление. Добрые дела не нужны, ибо они не преодолевают начала греховности и являются бесполезной и ненужной магией. Раскаяние и освобождение от греха через покаяние заменяют все. Греши и кайся, кайся и греши — вот синтез проблемы воспитания профессора Зеньковского! Воистину, когда человек не только не принимает истину, которая ему не безызвестна, но своею ложью старается подавить ее, космические законы заводят такого отрицателя истины в такую тину заблуждений, в такую тьму предрассудков, из которых ему не выбраться. Одним из удивительных свойств раскрытия своего высшего сознания и познания самого себя есть развивающееся умение отличать истину от лжи, но тот человек, который сознательно гасит в себе источник света, превращая его в источник тьмы, во тьме и погибает, ибо таково действие закона причинности.
Проповедуемое профессором «оцерковление личности» находит свое основание в том, что церковь может прощать грехи, но вот в этом он немного ошибся. Вера в прощение грехов свойственна человеку на низших ступенях его духовного развития. Высшее сознание знает, что прощения грехов не существует. Нет в Космосе такой силы и такой сущности, которые могли бы изъять однажды кем‑то что‑то совершенное. Космос развивается и существует законом причинности. Всякая причина вызывает соответствующее следствие, которое, в свою очередь, становится причиной для следующего следствия, и из этой бесконечной цепи причин и следствий никто никогда не мог ничего ни простить, ни изъять, ни уничтожить, кроме самого породителя причины и следствия.
В священных писаниях Ветхого и Нового Заветов нет нигде указания на прощение грехов.' Древнее изречение «око за око и зуб за зуб» есть указание на ответственность человека за свои поступки, указание на закон кармы, то есть закон причинности. Христос, говоря об этом изречении, углубляет понятие ответственности не только за поступки, но за желания и мысли: «А Я вам говорю, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду». Нам заповедано прощать свои грехи друг другу не до семи раз, как полагал спрашивавший об этом Христа апостол Петр, но «до седмижды семидесяти раз» (Матф., 18: 21‑22), то есть всегда. Прощая другому — прощаем себе. Прощая другому, меняем закон причинности, создаем выгодное для себя следствие, обращаем действие закона кармы не против нас, но за нас. Мы получаем прощение грехов действием закона причинности лишь в ответ на прощение согрешившим против нас. ' Кроме одной фразы в Евангелии от Иоанна, о которой будет речь ниже.
Необходимость разрешать между собою свои споры на земле указана Христом в той же 18‑й главе Евангелия от Матфея.
"Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним: если послушает тебя, то приобрел ты брата своего.
Если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово.
Если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь.
Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе" (18:15‑18).
Здесь прямое и ясное указание на необходимость разрешать наши споры и недоразумения между собою здесь, на земле, прибегая к авторитету церкви в тех случаях, когда они не могут быть ликвидированы спорящими сторонами, ибо если они не будут полюбовно разрешены на земле, то перейдут в Тонкий Мир, где разрешены быть не могут, но потребуют нового воплощения и новой встречи. В Тонком Мире, или на небе, мы жнем посеянное нами на земле, и если мы переносим в посмертное существование не ликвидированные на земле связи, то этим мы связываем себя на небе. Таким образом, чтобы получить прощение грехов от Отца Небесного (т.е. закона причинности), «каждый из нас от всего сердца должен простить брату своему согрешения его» — такими словами заканчивает Христос учение о прощении друг другу наших грехов (см. там же, 18: 35).
Из этого учения видно, что прощение наших грехов находится в прямой зависимости от прощения нами прегрешений против нас. Иными словами, прощение грехов должно и может осуществляться лишь между лицами, находящимися между собой в причинной связи. Если нет такой связи, если нет друг к другу никакого касательства, то не может быть речи о прощении грехов, ибо при отсутствии касательства они не создавались.
Мы можем простить тому, кто нам должен, и получить прощение от того, кому мы должны. Поэтому не может состояться прощения грехов там, где их не было. Мы не можем прощать грехи третьим лицам, с которыми у нас нет никакой кармической связи. Закон причинности дает нам право менять свою цепь причин и следствий прощением грехов своим ближним, но вторгаться в цепь причин и следствий третьих лиц, с которыми кармически мы не связаны, мы не имеем права. Таким правом не обладает в Космосе никто, ибо такое право было бы нарушением величайшего закона мироздания, закона причинности, которым развивается и существует Вселенная.
В вышеприведенной выдержке из Учения Христа о прощении нами друг другу наших прегрешений нет даже намека на то, чтобы Христос дал бы кому‑нибудь право прощать грехи другому, чтобы Он уполномочил кого‑либо вязать и решать на небе и на земле, так как все это относится к разрешению связей между нами. В Библии слово грех упоминается около четырехсот раз. Говорится о наказании за грехи, об исповедании грехов своих, о спасении от грехов, о покаянии и прощении грехов, о жертве Христа за грехи наши, о прощении грехов ради имени Христа и т.д., но из этого множества упоминаний различных положений и соотношений, связанных с понятием греха, всего лишь один раз говорится о прощении грехов третьим лицам. В Евангелии от Иоанна (20: 21‑23), когда Христос после воскресения явился первый раз ученикам, Он сказал им: «Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас». «Сказав сие, дунул, и говорит им: примите Духа Святого: кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся».
Посмотрим, что говорят о таком необычайном событии, как первое явление Учителя после своего воскресения из мертвых, и о таком чудесном и божественном праве, как прощение грехов людям, другие апостолы.
Апостол Лука (24: 45— 47) говорит о том же первом явлении ученикам после воскресения так: «Тогда отверз им ум к уразумению Писаний. И сказал им: так написано и так надлежало пострадать Христу и воскреснуть из мертвых в третий день. И проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима».
Апостол Марк (16: 14‑16) говорит: «Наконец явился самим одиннадцати, возлежавшим на вечери, и упрекал их за неверие и жестокосердие, что видевшим Его воскресшего не поверили. И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет».
Апостол Матфей об этом событии не говорит ничего. Итак, мы видим, что одно и то же событие каждый из апостолов описывает разно. Все три апостола, хотя разными словами, но согласно говорят о необходимости проповеди Евангелия всем народам, так что сомневаться в этом не приходится. Нет сомнения, что было что‑то сказано о грехах. Но кто из апостолов записал слова Христа правильно, ибо все они говорят об этом пункте разно? Апостол Иоанн говорит: «Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся». Ни апостол Лука, ни апостол Марк этого не только не подтверждают, но апостол Лука говорит «только» о проповеди покаяния и прощения грехов во имя Христа, а апостол Марк: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет», то есть говорит противоположное тому, что сказал апостол Иоанн.
Из слов апостола Марка видно, что дело спасения человека зависит от него самого. Нельзя заставить человека поверить чему‑либо, нельзя тащить его насильно в рай. Поэтому понятно, что кто поверит истине — будет спасен, а неповеривший — сам себя осудит. Все зависит от воли человека, от его устремления на путь добра или на путь зла. Свобода воли человека есть один из космических законов развития человечества, и Высшими Силами никогда не нарушается. Таким образом, мы видим, что слова апостола Марка согласуются с космическими законами, соответствуют духу Учения Христа и не противоречат Учениям прочих Заветов.
Слова же «кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» указывают на то, что дело спасения человека не зависит от воли человека, но предоставлено усмотрению апостолов, которым как будто дано право прощать грехи или не прощать. Если такое великое право было дано апостолам, то почему никто из апостолов этого не подтверждает? Неужели получение этого права прошло для сознания апостолов настолько незаметно, что они не могли сообщить об этом великом разрешении одинаково? Почему никто из апостолов этим правом никогда не воспользовался? Неужели не было достойных? Эти слова о разрешении апостолам прощать грехи стоят как‑то особняком и противоречат всему духу Учения Христа. Можно ли предположить, что Он, который пришел не нарушить закон, но исполнить его, дал бы право, которое нарушает закон свободной воли и закон причинности? Можно ли предположить, что Христос дал своим ученикам такое право, какое не имели ни ученики Будды, ни ученики Кришны, какого нет ни в одном мировом Учении?
Для каждого должно быть ясно, что такое предположение ни в коем случае невозможно. Возможно сделать иное предположение, а именно что фраза «кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» — позднейшего происхождения. Эта одинокая по своему содержанию фраза, никем никогда не подтвержденная, идущая вразрез с Учением Христа о прощении грехов друг другу, изложенном в Евангелии от Матфея (гл. 18), не находящая подтверждения ни в одном из прочих мировых Учений, была внесена в Учение Христа позднейшими исказителями Учения Христа, каких было немало. В Новейшем Завете сказано, что нет ни одного Завета, который остался бы не искаженным людьми. Во фразе апостола Иоанна, без сомнения, содержался тот же смысл, но выраженный иными словами, что и в словах, по этому вопросу, апостолов Луки и Марка, но, кем‑то искаженная, она противоречит всему и не согласуется ни с чем.
Если принять во внимание то обстоятельство, что первоначально к каноническим Евангелиям относились повествования о жизни и деятельности Христа только трех евангелистов: Матфея, Марка и Луки, — Евангелие же от Иоанна считалось апокрифическим и было включено в канонические позднее, то становится ясным, что первые Вселенские Соборы и первые Отцы церкви имели какое‑то основание не придавать этому Евангелию такой же достоверности, как прочим, и если фраза о праве прощения грехов третьим лицам содержится только в этом Евангелии, то неправдоподобность такого права увеличивается еще больше.
Что касается того обстоятельства, что Христос прощал грехи, то это дело совершенно иного порядка. Великий Учитель в известный момент жизни человека, видя его ауру, или его внутреннюю сущность, может судить о том, насколько человек уже очистился от последствий его скверных поступков, от последствий его кармы, и, видя его искреннее раскаяние, может помочь ему освободиться и от тех страданий, которые были вызваны действием закона причинности. Для того чтобы в таких случаях совершилось чудо, необходимо поднять вибрации болящего человека до вибраций Учителя, необходим толчок духовной сущности человека, который вознес бы душу болящего на необыкновенную высоту.
Таким толчком могли быть только слова Учителя: «Прощаются тебе твои грехи».
Если представим себе ту картину, какая происходила в двух случаях исцеления расслабленных, то поймем, какая огромная оккультная сила в этих случаях действовала. Большая толпа народа, по своему характеру чрезвычайно экспансивного и экзальтированного, находится в возбужденном, нервном состоянии; люди знают, что сейчас должно произойти нечто необычайное. Через такую толпу с трудом проносят к ногам Христа расслабленного. Все с напряженным интересом и неослабным вниманием следят за Христом и за расслабленным, ожидая чуда. Легко понять, что и состояние самого расслабленного поднято на необыкновенную высоту. Он глубоко верит в возможность своего исцеления и в божественную силу Христа. Раздается многозначительный возглас Учителя: «Прощаются тебе твои грехи». Этим возгласом внутреннее состояние болящего вздергивается на небывалую высоту, его вибрации подняты до вибраций Учителя, и он подготовлен к тому, чтобы совершилось чудо. Раздаются следующие слова Христа: «Встань, возьми постель твою и иди в дом твой», — и чудо совершается, больной встает и идет.
В обоих случаях исцеления расслабленных Христос действует именно таким образом: сначала создается для явления чуда обстановка, потом само чудо. Такой Великий Учитель, как Христос, мог создавать силы и мог ими повелевать. Какими другими словами можно было так высоко поднять моральное состояние человека, убежденного в том, что он страдает за свои грехи — что в сущности совершенно правильно, — как не словами о прощении ему грехов? Из Евангелия мы знаем, что хотя Христос исцелял многих, но грехи прощал в чрезвычайно редких случаях. Ведь Он не каждому исцеляемому говорил: «Прощаются тебе твои грехи», но лишь тем, которые за свои грехи отстрадали, которые страданием очистились и раскаялись не для того, чтобы грешить снова, но чтобы больше не грешить. Лишь таким Он прощал грехи, которые простили себе сами, для которых грех был более невозможен. Две грешницы возливали драгоценное миро на тело его, но лишь одной, лишь Марии Магдалине Он сказал:
«Прощаются тебе грехи твои», ибо там было глубокое раскаяние с твердым намерением больше не грешить.
Многие христиане, которые так легко получают прощение своих грехов, любят ссылаться на разбойника, которому Христос простил грехи, говоря:
«Если Христос простил разбойника, то простит и меня, ибо я не разбойник». Говорящие так если и не разбойники, то, наверно, фарисеи, что гораздо хуже. Разбойник был не хуже многих фарисеев, но он поскользнулся и попал на крест. Но, как говорит восточный философ Свами Вивекананда в своей книге Философия Веданты: «Добро, совершенное им в прошлом, не замедлило принести плод, и он встретился с Иисусом в такой момент, когда у него было много шансов на освобождение и когда было достаточно одного слова Иисуса для его освобождения».
Таким образом, мы видим, что прощение грехов совсем не такое пустое и легко достижимое дело. Для того чтобы получить прощение грехов от Отца Небесного, необходимо ликвидировать все свои кармические счета, необходимо простить всем своим ближним, необходимо, раскаявшись в своих грехах, перестать грешить. Такое прощение грехов получает каждая душа лично, в известный момент своей жизни, когда, испытав массу ударов судьбы, она в конце концов прозревает, сознает неправильность своего пути, раскаивается и решает начать праведный путь. Тогда появляется Помощник — или Видимый, как в случае с разбойником, или Невидимый, — который помогает душе освободиться от ее грехов. Но чтобы получить такое освобождение и очищение от своих грехов, каждый должен пройти свой крестный путь и свою Голгофу страданий.
"Конечно, строго говоря, никто, даже Высочайший Дух, не может простить содеянных прегрешений, ибо это противоречило бы закону кармы. Если лишь сам человек является единственным творцом и живым рекордом каждого побуждения, каждой мысли и каждого поступка своего, то кто же может без его личного, непосредственного участия что‑либо изменить в его существе, а следовательно, и его судьбу? Высокий Дух может лишь помочь нам в наших усилиях преобразить нашу внутреннюю сущность, но это и все. Именно, во всем нужна кооперация или сотрудничество.
Так истинный смысл слов «прощаются тебе грехи твои» тот, что такой великий Посвященный, каким был Христос, конечно, мог чувствовать ауру болящего. Он видел, что аура болящего, в силу устремления и веры в высшую силу Его, повысила свои вибрации и потому могла воспринять воздействие Его целительных лучей и таким образом очиститься от тяжких последствий, порожденных дурными поступками или же помыслами. Потому Он был вправе сказать: «Прощаются тебе грехи твои».
Так, простить или искупить грехи означает вычеркнуть или изъять последствия их; и в этом процессе изъятия или искупления дурного поступка, прежде всего, производится как бы нейтрализование тех токов силы, которые возникли в ауре человека, в силу освобожденной им энергии при совершении им беззаконного поступка. Именно, как один химический ингредиент может изменить весь характер субстанции, составленной из нескольких других химических ингредиентов, так и действие высокого порыва или качества может нейтрализовать и превозмочь следствия действий низких качеств в природе человека и таким образом изменить весь характер человека, как бы перерождая его.
Из этого ясно, что ни один человек не может простить или искупить грехи другого человека, но он может, именно, помочь ему в известный период жизни раскрыть его сердце навстречу призыву его высшего я и тем самым привести в действие спящие в нем божественные силы. Эти божественные силы, в свою очередь, окажут свое благотворное воздействие на ауру помогшего, и таким образом он явится соучастником в добрых следствиях, порожденных действием божественных сил, которые были явлены как результат его помощи. Сотрудничество всегда, везде и во всем.
Христос‑Искупитель, конечно, живет в нас самих. У первых христиан, так же как и во всем древнем мире, Кристос или Христос был синонимом нашего высшего я. В этом смысле надо понимать, что Христос является искупителем грехов. Так искупление за личные грехи совершается душою, проводником или носительницей Христа, непрестанно, в целом ряде земных жизней нашего индивидуального эго.
Распятый Христос каждого человеческого существа, при достижении известной точки эволюции, должен спуститься в ад, чтобы извлечь оттуда и поднять к высшим или нормальным условиям душу, которая была ввергнута туда в силу беззаконных деяний своего низшего "я". Другими словами. Божественная Любовь должна достичь сердца человека, победить и возродить его, прежде чем он сможет осознать чудовищность своих прегрешений против Божественного Закона и простить самому себе за грехи, содеянные против самого себя. Прощение это может быть достигнуто лишь при полном слиянии и единении с Высшим Я, или Божественным законом Любви" (Письма Е. Рерих: от 9. 7. 35).
Посмотрим, что говорит о раскаянии и прощении грехов Новое Откровение:
"Слово раскаяние отсутствует в словаре сензара. Оно заменено известным вам выражением ‑разумное сотрудничество. Обдумайте ипокритскую природу понятия раскаяния. Для народа легче всего явить существо раскаяния на медицинском примере. По испорченности мышления человек наносит рану своему собрату, но ни мысли, ни слова не залечат эту рану. Придется рядом упорных действий соединить порванную ткань. Для восстановления целесообразности придется проявить разумное сотрудничество.
Последствие действия можно заживить лишь действием. Никакие словесные утверждения, никакие клятвы не имеют значения.
Кто же познал свое неразумие, пусть покроет его действительным разумием. Исчерпать неразумие можно разумным сотрудничеством.
Платное отпущение раскаявшегося грешника не есть ли самое тяжкое преступление? Денежный подкуп Божества не хуже ли первых форм фетишизма? Этот устрашающий вопрос надо освещать многосторонне, иначе белье человеческое очень грязно" (Агни‑Йога, 52).
Таково истинное положение вопроса о прощении содеянных нами грехов.
Оно имеет мало общего с установившимся в среде христианских народов отпущением грехов через покаяние и ничего общего с предлагаемой профессором Зеньковским системой воспитания человека через «оцерковление личности». Как выше уже сказано, вера в прощение грехов есть удел народов, находящихся на низкой ступени духовного развития.
Лишь человек, духовно малоразвитый, может утешаться иллюзией легкого прощения своих грехов и наивной мыслью, что у него есть заступники и ходатаи по его грехам, которые, при исполнении некоторых условий, в любое время могут выдать ему билет на вход в Царствие Божие.
Но точно так же иногда не сообщают суровой правды детям, щадя их нежный детский возраст. Окруженные заботами нянек, они живут в сказочном мире грез и фантазий до тех пор, пока, в более или менее зрелом возрасте, суровая правда жизни не разобьет их обманчивых иллюзий и не покажет им всю ее неприкрашенную действительность. Благо тем, которые примут эту действительность с мудростью зрелого человека, и горе тем, которые пожелают остаться в младенческом состоянии и удержать свои младенческие бредни!
Человечество уже вышло из младенческого состояния. Пришла пора испытания его духовной зрелости. Пора освободиться от несбыточной надежды на легкий вход в Царствие Божие усилиями одной короткой жизни, греша и каясь, каясь и греша. Пора признать, что Царствие Божие берется силою, как говорил об этом еще апостол Павел, что человек ответствен не только за свои поступки, но и за свои побуждения и мысли, что содеянное зло никогда никем не прощается, но искупается — не покаянием, но страданием породившего зло Такова суровая правда действительности. Учение говорит:
«Кому не нужна лодка Наша, тому предоставляем переплыть океан хоть на бамбуковой тростинке» (Иерархия. 410). Кому не нравится суровая правда действительности, тот может плыть в Царствие Божие на бамбуковой тростинке своих фантазий.
Пышный расцвет западной науки, всевозможные изобретения и технические достижения, с одной стороны, и беспомощное барахтанье в вопросах бытия, с другой, — поражающи. Человек забрался в заоблачную высь, спустился на дно океана, извлек из глубочайших недр земли все, что ему нужно. — и ни на один шаг не продвинулся в понимании основ своего существования. Подобно дикарю, он до сих пор утешается несбыточными надеждами и питается самообманом. Подобно дикарю, входит с Богом в сделки и пытается обмануть Его своим притворным раскаянием. Будущим воспитателям придется потратить много усилий, чтобы сдвинуть с мертвой точки застрявшее в этом вопросе человеческое сознание.
Как уже говорилось в первой части настоящего труда, вместе с окончанием нашей эпохи закончилось преимущественное развитие интеллекта. Переходя в Новую эпоху, необходимо начать развивать высшее сознание, обитающее в сердце человека. Первенствующее положение, которое в истекшую эпоху занимал человеческий ум, должно перейти к сердцу человека, для чего Старшими Братьями человечества дается людям специальная книга Учения Сердце. В ней дана, по этому новому для людей вопросу, вся та мудрость и те сведения, которые должны быть положены в основу воспитания для развития высшего сознания человечества.
Но препятствием для развития этого высшего сознания человека является его ум или, вернее, качества его деятельности. Чтобы понять этот кажущийся парадокс, необходимо напомнить, что деятельность нашего ума заключается в том, что он познает явления и вещи.
Результатом познания бывает то или иное желание, а результатом желания — то или иное действие. Эти три аспекта деятельности нашего сознания так неразрывно связаны между собою, что невозможно отделить познание от желания, приводящего к тем или иным действиям, которые у человека современного развития большею частью отрицательны.
Таким образом, чтобы избавиться от многих отрицательных поступков, необходимо контролировать деятельность нашего ума, необходимо положить предел тому потоку всевозможных настроений, эмоций и чувств, которые возникают в нас благодаря нашему уму, реагирующему на все явления жизни. Это не значит, конечно, что мы должны проходить мимо явлений жизни безучастно и бесстрастно, но стимулом для нашего действия должно быть не внешнее явление, но внутренний импульс, идущий из высшего сознания человека.
Человек должен научиться владеть своим умом как аппаратом, предназначенным для определенной работы, как орудием для своего развития. Он должен подчинить его своей воле и уметь заставлять его работать по мере надобности, в нужное время и в нужном направлении.
Когда же необходимость в его работе миновала, он должен уметь заставить его бездействовать. Нужно вообще успокоить свой ум и сдерживать тот поток непроизвольных мыслей, которые являются источником многих бедствий для человека и тормозом для его дальнейшего развития.
Своей беспрерывной деятельностью во время бодрствующего состояния человека наш ум подавляет деятельность нашего высшего сознания и не дает возможности ему проявиться и себя обнаружить. И пока наш ум будет подавать нам бесчисленное множество ненужных и вредных мыслей, в нас не может начать функционировать обитающее в нашем сердце высшее сознание. Помимо успокоения своего ума, нужно низвести его в сердце и стараться думать через сердце. Только таким образом может быть построен мост между высшим и низшим сознанием человека, который даст ему познание высших истин и приобщит его к высшим мирам.
Овладение и контроль над своим умом, низведение его из первенствующего значения во второстепенное и овладение высшим сознанием через развитие и воспитание сердца есть настоятельное требование Новой эпохи и очередная задача развития человечества. В этом новом, трудном для него деле человечество не оставлено без указаний и без необходимых источников. Учение говорит: «Нужно создать особый предмет — Сердцеведение». Когда люди узнают, какое сокровище они имеют в своем сердце и какие возможности открывает воспитание сердца, то, конечно, будет создана особая наука о Сердце. Специальная книга Учения Сердце содержит тот богатый материал, который поможет создать эту особую науку. На этот источник и обращается внимание читателя.
«Утончение сердца подскажет отказ от мясной пищи. При этом понимание Тонкого Мира укажет не только вред поглощения гнилых продуктов, но покажет, каких соседей привлекает разложение. Действительно, трудно решить, где наибольший вред — от поглощения мяса или от привлечения мясом нежелательных гостей? Даже мясо сушеное и копченое, которое относительно менее вредно, тем не менее по запаху привлекает голодающих Тонкого Мира, и если при этом их приветствовать какими‑то мерзкими словами, то получится самое вредоносное сообщество» (Сердце, 331).
В Тибете для свирепости коней кормят мясом барса. Кшатрии Раджпутаны имели мясное питание для поддержания воинственности; даже эти два примера показывают смысл мясоедения. Не для утончения люди убивают множество быков, они, подобно троглодитам, готовы пожирать медведей.
Нужно проследить массовое убиение животных, притом совершенно сознательно. Люди знают, что овощи или фрукты дадут больше жизненной энергии, чем чаша крови, но они просят подать им кровавое мясо и желают много насладиться таким огрубением. Нет иного названия этому неистовству пожирания крови. Люди отлично знают, что щепоть пшена или ячменя достаточна для поддержания жизни, но их животный инстинкт пытается низвести разум до звериного состояния. Разве не звери пытаются перегрызть горло друг другу? Разве тьма не толкает людей на самые низкие действия? Не забудем, что массовые убийства, будут ли они на войне, или на бойне, они одинаково загрязняют атмосферу и нарушают Мир Тонкий. Нужно понять, что каждое сознательное убийство сотрясает целую окружающую атмосферу. При этом эти действия усиливают силы тьмы и Хаоса, нарушая ритм. Нужно избегать разных нарушений Тонкого Мира.
Мы можем допустить пищу растительную, и мучную, и молочную, и также яйца, но лишь в самом свежем и жидком состоянии. Так сами вы знаете, как противен самый вид мясной еды, когда организм привык к растительной пище. Так нужно на деле приучать себя к утончению и помнить, что даже слон умножает силу свою на растениях. Не нужно думать, что люди от бедности прибегают к мясной пище. При самых малых усилиях можно иметь растительное питание; притом многие очень питательные травы и корни не применены. Можно поучиться у некоторых животных — они знают о естественной пище много больше, нежели человек‑мясопожиратель. Не бойтесь, когда любитель крови начнет насмехаться над растительной пищей, только запомните его, ибо он от тьмы. Многие безразличны к мясной пище и заставлены лишь уродливыми условиями семьи; не их Мы имеем в виду. Мы сожалеем сознательных кровопийц и пожирателей мертвечины. Так будьте проще и утонченнее в питании" (Мир Огненный, ч. 1, 482).
Расширенное человеческое сознание не может мириться с лишением жизни одного существа ради поддержания жизни другого, ибо всякая жизнь, будучи частью Единой Жизни, есть ценность, вне зависимости от того, кому она принадлежит. Если дикое животное поедает другое животное, то лишь потому, что другого способа питания для него не существует, и, питаясь слабейшим, животное всегда готово послужить пищей сильнейшему животному. Таким образом, животное закона жизни не нарушает: отнимая жизнь у другого животного, оно отвечает за это своею жизнью.
Но нарушает эти законы жизни обладающий разумом венец творения — человек. Имея в своем распоряжении бесчисленное количество всевозможных плодов земли, человек этим не довольствуется, но уничтожает беззащитных животных миллионами, не рискуя при этом ни в малой степени своею жизнью и не имея никаких других побудительных причин, кроме своей жадности и своего чревоугодия. Он разводит кротких домашних животных, заботится о них, порой даже любит и ласкает их, для того чтобы потом убить и съесть.
Люди, стремящиеся к духовному совершенствованию, всегда от мясной пищи отказываются. Недаром мясное питание было почти изгнано из многих монастырей, и им никогда не пользовался никто из подвижников. Духовное развитие человека не может быть осуществлено при неподходящем питании, ибо развитой дух не может обитать в грубом теле. Вместе с развитием духа должно происходить утончение тела, а утончение тела достигается исключением из своего питания грубых, подлежащих гниению и брожению продуктов. Питаясь мясом, человек усваивает животную сущность и развивает в себе низшие животные принципы. В этом состоит этический вред мясного питания.
О необходимости отказа от мясного питания повторяется во всех книгах Учения. И о вреде мясного питания, в сущности, знает всякий.
Существует большая литература, посвященная этому вопросу. Всякий врач перечислит известные науке болезни, являющиеся результатом чрезмерного употребления в пищу мяса, которое, как это известно всякому, для предохранения его от слишком быстрого разложения, пропитывается химическими составами, впрыскиваемыми в кровь еще живого животного за несколько минут до его смерти. Эти составы для человеческого организма не менее вредны, нежели трупный яд разложения. И тем не менее, зная все это, человек не может отказать себе в удовольствии напитаться продуктами разложения.
Воспитание человека шестой расы, человека одухотворенного и утонченного, не может быть осуществлено при мясном питании. Это должно быть принято во внимание будущими воспитателями. Вот в кратких словах то новое в вопросе воспитания, что требуется от человека новой расы.
◄ Продолжение ►
Вверх
Читать книгу. Формат ***.pdf (время загрузки зависит от объема книги,
до минуты, терпение, зато читать удобно).
Скачать бесплатно. Книга после распаковки WinRAR приобретает вид ***.pdf, удобный для чтения.
Наша библиотека (читать или скачать бесплатно)
Все практики и техники техники (Большой выбор, все для практического применения)
Сборник развивающих программ и программ, необходимых для успешной работы
Советуем почитать