Путь к Разуму и Силе

портал "Эзотерикплюс"

Главная Регистрация Вход Выход
Приветствую Вас · RSS

 Электронная библиотека

Меню сайта

выгодно


Эзотерика. Психология. Философия. Религия. Мистика. Магия. Астрология. Нумерология. Хиромантия. Саморазвитие. 

У нас можно бесплатно читать и скачать книги!

Все прочитанное можно обсудить на нашем форуме → или в разделе "записи пользователей", есть возможность заказать книгу для чтения на нашем сайте.


Глоссарий

Термины на санскрите и тамили

Санскрит, самскрит (деванагари: संस्कृता वाक्, samskrtā vāk?, «искусно созданный язык») — древний литературный язык Индии со сложной синтетической грамматикой. Возраст ранних памятников доходит до трёх с половиной тысяч лет. Позаимствован у древних славяно-арийских жрецов.


Цель настоящего глоссария - разъяснить используемые в различных текстах слова и термины (главным образом, на санскрите) и указать подход к их произношению. Глоссарий взят из книги "Будь Тем, Кто Ты Есть" Наставления Шри Романы Махарши, читать или скачать которую можно здесь.



В санскрите и тамили нет определенной системы ударе ния, как в русском языке, но имеется система долгих и крат ких звуков. Все долгие гласные находятся под ударением, тогда как краткие – никогда. Поэтому одни слова могут иметь несколько ударений, а другие вообще не содержать ударения. Точная транслитерация с санскрита невозможна без применения специальных фонетических символов. В связи с этим ниже приводится также и латинская транслитерация как наиболее распространенная. Она даётся в упрощенной форме, пусть не всегда совершенно точной, но достаточной для духовного практика. Показано четкое различие долгих и корот ких гласных звуков: долгие звуки помечаются сверху черточ-
ками.

Гласные a, i, u сходны с русскими «а», «и», «у», если
не учитывать различий по долготе-краткости. Произношение
этих гласных приблизительно следующее:

а как звук «а» в первых двух слогах слова «хорошо»
и в последнем слоге слова «папа»;
ā как звук «а» в первом слоге слова «папа»;
i как «и» в «институт» (первый слог);
ī как «и» в «близость»;
u как «у» в «бутылка»;
ū как «у» в «буря».

Звуки е (сходный с русским «эй») и о (сходный с рус-
ским «о») – всегда долгие.

В латинской транслитерации сочетание «jna», в какой бы части слова оно ни встретилось, есть попытка выразить звук специфический для санскрита. Индийские санскритологи до-
пускают несколько вариантов его произношения, которые приближенно описываются как:

– носовое «ngya» (с «ng», как в английских словах
running, walking и т. п.);
– твердое «gya» (соответствующее русскому «гъя»);
– мягкое «nуа», как в слове «Ваня».

Однако, поскольку в традиционном произношении таких слов, как jnana и prajnana, в русском языке звучит слог «джня», эта традиция удерживается и в русской части настоящего глоссария.

При устном воспроизведении санскритского текста обычно допускается ряд фонетических условностей, приближающих произношение санскритских звуков к родному языку читающего. В нашем случае при произнесении санскритских слов часто отсутствующее в санскрите и обязательное для русского языка ударение проставляется в согласии с просодикой санскрита и акустическим впечатлением для русского уха. Эти условия не всегда совпадают с грамматически верными с позиций санскрита. В частности, при наличии не-
скольких долгих слогов ударение ставится на последнем из них, если этот слог не последний в слове (sākshātkāram – сакшатка́ра), а иначе – на предпоследнем (dhāranā – дха́рана).


А

абхья́са – abhyāsa – усердная духовная практика.
абхья́си – abhyāsi – тот, кто практикует абхьясу (см.).
авастха́ – avastha – состояние сознания. Имеются четыре
авастхи: джаграт (бодрствование), свапна (сон со сно-
видениями), сушупти (глубокий сон) и турия (см.).
авата́р – avatar – воплощение Бога, обычно Вишну (см.),
ради блага мира.
авидья́ – avidyā – незнание; неведение.
а́гами ка́рма – āgami karma – новая карма (см.), накоп-
ленная в нынешней жизни и переносимая для отработки
в будущие перевоплощения (см. введение к гл. 21).
адва́йта – ādvaita – недвойственность; также и философ-
ское учение недуализма, адвайта-веданта (см.).
адва́йта-веда́нта – advaita vēdanta – направление Ведан-
ты
(см.), связанное с учением недуализма.
адва́йтин – advaitin – последователь философии адвайта-
веданты
(см.).
а́джапа – ajapa – безмолвное и непроизвольное повторе-
ние имени Бога.
аджа́та вада – ajātavāda – теория непричинности в адвайта-
веданте (см.), доказывающая, что творения мира не
было вообще (см. введение к гл. 17).
аджня́на – ajnāna – незнание, противоположность джняны
(см.).
аджня́ни – ajnāni – человек, не осознавший Себя, Атман
(см.).
А́ди Шанкарача́рья – Adi Shankarācharya – букв.: «первый
наставник Шанкара», ибо слово «Шанкарачарья.» издав-
на употребляется как титул главы каждого религиозного
ордена, основанного при жизни первым, Ади, Шанкарой
(см.).
адхиштха́на – adhishthāna – субстрат, подпочва всего суще-
ствования.
ана́нанда – anánanda – букв.: «не-Ананда (см.)», то есть
не Блаженство.
А́нанда – ānanda – Блаженство.
ана́нья шарана́гати – ananya sharanāgati – полная и совер-
шенная отдача себя Богу.
а́нья – аnуа – различие.
ака́ша – ākāsha – эфир, тончайший из пяти великих элемен-
тов (земля, вода, огонь, воздух, эфир), фигурирующих в
философии индуизма.
Апаро́кша анубху́ти – «Незаочное постижение», произве-
дение, посвященное Само-реализации, приписываемое
Шри Шанкарачарье*.
Арджу́на – ученик Кришны, чьи наставления содержит Бха-
гавадгита
(см.).
а́ртха ва́да – artha vāda – вспомогательные, дополнитель-
ные аргументы или теории.
а́рул** – arul – Милость.
Аруна́чала*** – Arunāchala – священная гора в Южной
Индии, где Шри Рамана провел всю свою взрослую
жизнь.
а́сана – āsana – поза или место (см. введение к гл. 13).
а́сат – asat – букв.: «не-Сат (см.)»; нереальное, непосто-
янное, несуществующее, то есть отличающееся от Бытия.
А́тма-вича́ра – ātma vichāra – само-исследование.
А́тма-свару́па – ātma swarūpa – истинная природа Атма -
на
(см.).
А́тман, или А́тма – ātman; ātma – чистое Я, без малей-
ших примесей эго, истинная природа человека, его ис-
тинное Я, выражаемое чувством «Я есмь»; Абсолют, вы-
сочайшее Быгие, конечная Реальность, Брахман (см.).
А́тман ве́шана – ātman vēshana – само-исследование; сино-
ним Атма-вичары.
А́тма-ни́штха – ātma nishtha – человек, утвердившийся в
Атмане (пусть еще и с усилием).
А́хам – aham – принимает различные значения в зависимо-
сти от контекста: Я (истинное переживание Атмана );
«я» (иллюзорное чувство индивидуальности, вызванное
неправильным отождествлением Атмана , Себя, с телом).
а́хам-ври́тти – aham-vritti – первое вритти (см.), или
движение ума: чувство индивидуальности, «я»-мысль.
ахамка́ра – ahamkāra – букв.: «создающая „я”»; способ-
ность, обычно называемая «эго», вызывающая отожде-
ствление истинного Я, Атмана , с иллюзорным «я»; чув-
ство личности.
а́хам спху́рана – aham sphurana – лучезарность, или пульса-
ция, «Я», не привязанного к какому-либо объекту.
ахе́тука бха́кти – ahētuka bhakti – чистая, бескорыстная
преданность.
ахимса́ – ahimsā – ненасилие, непричинение вреда.
а́чит – achit – букв.: «не-Чит (см.)», то есть отличающе-
еся от Сознания.
а́шрам – ashram – обитель Мудреца или аскета.
а́шрамы – ashramas – четыре традиционные стадии жизни
индуиста: целомудренный ученик (брахмачарья), женить-
ба и семья (грихастха), лесной отшельник (ванапраст-
ха), полное отречение от мира, странствующий монах
(санньяса); см. введение к гл. 12.
аюрве́да – aurvēda – система традиционной индусской ме-
дицины.

_______________

* Имеется русский перевод. См. Зильберман Д. Б. Незаочное
постижение – «Вопросы философии», 1972, № 2. С. 109–116.
** Тамильское слово.
*** Существительное мужского рода.

Б

ба́ддха – baddha – букв, «пребывающий в рабстве», чело-
век, который не реализовал Себя, Атман .
ба́ндха – bandha – рабство (привязанность к кругообороту
рождения и смерти), противоположность Освобождению.
Блаватская Е. П. – выдающаяся русская подвижница, писа-
тельница, путешественница (1831 – 1891), основополож-
ник теософического движения.
Бра́хма – Brahmā – индуистский бог, творящий вселенную;
одно из трех главных божеств индуизма.
Бра́хма-джня́на – Brahmajnāna – Знание Брахмана (см.),
Само-реализация, или реализация Атмана (см.).
Бра́хман – Brahman – безличный Абсолют в индуизме.
Бра́хма-свару́па – Brahma-swarūpa – подлинная, истинная
природа Брахмана (синоним термина «Атман»).
брахмача́ри – brahmachāri – букв.: «пребывающий в Брах-
мане». Обычно используется для характеристики чело-
века, соблюдающего обет целомудрия.
бу́ддхи – buddhi – интуиция, интеллект.
бха́ва – bhāva – отношение и особенно в духовном смысле:
отношение к Богу как другу, хозяину, возлюбленному, от-
цу и т. д.
бха́вана – bhāvana – представление или отношение и осо-
бенно духовное – к Богу и садхане (см.).
Бхагавадги́та – Bhagavad Gita – часть Махабхараты (см.), в
которой Кришна (см.), воплощение Вишну (см.), дает
наставления Арджуне (см.). Почитается всеми индуиста-
ми как текст, содержащий сущность индуизма.
Бхагава́н – Bhagavan – букв.: «Господь». Часто употребля-
ется как титул того, кто признан достигшим Само-реа-
лизации.
бха́джан – bhajan – религиозное пение или песня.
бха́кта – bhakta – преданный.
бха́кти – bhakti – преданность.
бхе́да бха́ва – bhēda bhāva – чувство различия.

В

ва́да – vāda – теория.
вайра́гья – vairāgya – бесстрастие, непривязанность, отсут-
ствие привязанностей и желаний.
Вайку́нтха – Vaikuntha – небо Вишну (см.).
ва́сана – vāsana – внутренняя склонность.
ва́сана-кша́йя – vāsana kshaya – разрушение всех васан.
Bа́cmy – Vastu – конечная, основная субстанция, Реальность.
Веда́нта – Vēdānta – философия, базирующаяся на текс-
тах Упанишад (см.).
Ве́да, Ве́ды – Vēda – названия собраний священных Писа-
ний XX в. до н. э. – V в. до н. э., являющихся окон-
чательным авторитетом для большинства индуистов.
Ве́ллор – Vellor – город, лежащий в 90 км севернее Шри
Раманашрама.
Вивекачуда́мани – Vivēkachudāmani – адвайтическая рабо-
та, приписываемая Шанкаре (см.). Большинство со-
временных ученых считают, что она написана не ранее
чем через 200 лет после его смерти.
виде́ха му́кти – vidēha mukti – Освобождение во время
смерти.
виджня́на-ма́йя-ко́ша – vijnāna māya kōsha – тонкое тело
знания.
видья́ – vidyā – знание.
Видья́ранья – Vidyāranya – автор Панчадаси, адвайтической
работы, относящейся к XIV в.
вика́льпа – vikalpa – букв.: «различие».
вича́ра – vichāra – само-исследование.
виша́йя-ва́сана – vishaya vasana – склонность к объектам, то
есть не к Атману (см.).
Ви́шну – Vishnu – одно из трех главных божеств индуизма,
хранитель вселенной. Вишну периодически воплощается
(обычно в человеческом теле) ради наказания злодеев и
поддержки добра в мире.
ври́тти – vritti – видоизменение (обычно – видоизменение
ума).
Вринда́ван, или Бринда́ван – Vrindavan, Brindavan – место
в Северной Индии, где некогда провел детство Шри
Кришна.

Г

Ганапа́ти – Ganapati – бог индуизма, сын Шивы (см.), име-
ющий голову слона при человеческом теле. Почитается
как удаляющий все препятствия.
Гане́ша – Ganēsha – см. Ганапати.
Гаудапа́да – Gaudapāda – Гуру (см.) Учителя Шанкары (см.),
ранний представитель аджата вады (см.) и автор из-
вестного комментария (см. карика) на Мандукья Упани-
шаду (см.).
Га́ятри – Gāyatri – наиболее известная ведическая мант-
ра (см.): «Пусть тот обожаемый, полный Света (Бог),
просветит нас, медитирующих на Нём».
Ги́та – Gita – см. Бхагавадгита.
го́пурам – gōpuram – башня индуистского храма в Южной
Индии.
гу́на, гу́ны – guna – три качества всего проявленного –
саттва (см.), раджас (см.), тамас (см.); см. также
введение к гл. 12.
Гу́ру – Guru – духовный Учитель. С точки зрения Шри Ра-
маны настоящий Учитель должен быть способен довести
ученика до Освобождения.

Д

Дакшинаму́рти – Dakshināmūrti – Шива (см.) в облике юно-
ши, который, обращенный лицом на юг, наставляет учени-
ков посредством Молчания; «Бесформенная Сила». Оба
значения связаны с Аруначалой (см.) иШри Раманой.
Датта́трея – Dattātrēya – знаменитый Мудрец, классический
пример адвайтина (см.), чье имя упоминается в несколь-
ких Пуранах (см.); ему приписывается авторство адвай-
тического сочинения Авадхута Гита.
два́йта – dvaita – двойственность.
двайта́тита – лежащее за пределами двойственности, то
есть адвайта.
де́ха – dēha – тело.
деха́тма бу́ддхи – dēhātma buddhi – представление «Я есть
тело».
джа́грат – jagrat – первая авастха (см.), или состояние
бодрствования.
Джа́да Бха́рата – Jada Bharata – царский мудрец, переро-
дившийся в оленя из-за того, что подумал о своем лю-
бимом олене перед смертью. Получив таким образом урок
цены привязанности к миру, в следующей жизни он ро-
дился человеком и достиг Само-реализации.
Джа́нака – Janaka – знаменитый индийский царь и джняни
(см.), образец карма-йогина (см.), собеседник Мудреца
Яджнявалкьи в Брихадараньяка Упанишаде (VIII – VII
вв. до н. э.); о его Само-реализации говорится в Аш-
тавакра Гите.
джа́па – japa – букв : «бормотание»; обычно означает по-
вторение имени Бога (см. нама-джапа). Гуру или ман-
тры (см.).
джи́ва – jiva – индивидуальная душа (воплощается снова и
снова до Освобождения).
дживанму́кта – jivanmukta – человек, достигший Освобож-
дения еще при жизни в теле, например Шри Рамана
Махарши.
дживанму́кти – jivanmukti – Освобождение еще при жизни
в теле; синоним садеха муктпи (см.).
джня́на – jnana – Знание Себя, Атмана (см.); см. введение
к гл. 1.
джня́на дри́шпги – jnāna drishti – «глаз» Мудрости, или
видение Знания (способность воспринимать всё как Брах-
мана или Атмана ).
джня́на ма́та – jnāna māta – букв.: «Мать джняны» (см.),
то есть бхакти, преданность.
джня́на си́ддха – jnāna siddha – букв.: «неизменно пребы-
вающий в джняне», то есть джняни (см.).
джня́ни – jnāni – человек, осознавший Себя, Атман .
ди́кша – diksha – посвящение.
дри́шти-сри́шти-ва́да – drishti srishti vāda – теория одно-
временного творения в ад в айта-веданте (см.), соглас-
но которой мир начинает существовать одновременно с
видящим его (см. введение к гл. 17).
дха́рана – dhāranā – концентрация ума.
дхья́на – dhyāna – медитация.

И

И:швара – Iswara – высочайший личный Бог индуизма.

Й

йо́га – yoga – соединение или средство соединения человека
с Богом, но обычно обозначает путь раджа-йоги, из-
ложенный Патанджали (см.) в Йога-сутрах (см.).
Йо́га-Васи́штха – Yōga Vasishtha – адвайтический текст,
приписываемый Вальмике, в котором Мудрец Васиштха
отвечает на вопросы Рамы, воплощения Вишну.
йо́га-ни́дра – yoga nidra – продолжительное состояние тран-
са, напоминающее глубокий сон, часто ошибочно при-
нимаемое за самадхи (см.).
Йо́га-су́тра, Йо́га-су́тры – Yoga Sutra – собрание кратких
изречений по йоге; основополагающий текст по раджа-
йоге, написанный Мудрецом Патанджали.
Йо́га-ша́стра – Yōga Sāstra – Писание йоги (имеется много
йога-шастр о различных методах йоги).

К

ка́йвалья – kaivalya – состояние Единства.
Ка́йвалья – Kaivalya – сокращенное название тамильской
работы Кайвалья Наванита, посвященной адвайте.
Кайла́са – Kailāsa – священная гора в Гималаях, традицион-
ное местопребываниеШивы.
ка́рана – kārika – комментарий (см. «Гаудапада»).
ка́рма – karma – имеются три главные значения:
   1) действие;
   2) последствия действий;
   3) судьба и три главные части:
      1) санчита;
      2) прарабдха;
      3) азами (см.); см. введение к гл. 21.
ка́рма-йо́га – karma yōga – Путь бесстрастного, незаинте-
ресованного, без привязанности, действия.
ка́рма-йо́гин – karma yōgin – последователь пути карма-
йоги, человек, чьи действия не мотивируются желанием
личной пользы или какой-либо привязанностью.
ка́рма ма́рга – путь карма-йоги (см.).
карта́ – kartā – деятель, действующий; делатель.
картри́тва – kartritva – деятельность; делание.
Каура́ва – Kaurava – семейный клан главных противников
рода Пандавов, чья борьба описывается в Махабхарате;
Арджуна принадлежал к Пандавам и с помощью Кришны
истребил Кауравов.
ке́вала – kēvala – Единство.
ко́хам – kōham – вопрос «Кто я?»
кра́ма сри́шти – krama srishti – постепенное творение; см.
сришти-дришти-вада.
Кри́шна – Krishna – воплощение (аватар) Вишну.
кундали́ни – kundalini – духовная сила, спящая в основа-
нии спины, в первой из чакр (см.).
кундали́ни-йо́га – kundalini yoga – практика пробуждения
кундалини (см.) и ее подъема по сушумне (см.) до са-
хасрары (см.) с целью достижения Реализации. Три Ра-
мана говорил (см. с. 204), что этого еще не достаточно
для достижения Освобождения.
кундали́ни ша́кти – kundalini shakti – сила кундалини (см.).
Куртра́ллам – Kurtrallam – городок вЮжной Индии.

Л

ла́йя – laya – букв.: «растворение», но Шри Рамана исполь-
зует этот термин для указания на трансоподобное состо-
яние временного бездействия ума; см. манолайя.
лакх – lakh – 100 000.
ли́ла – lila – Божественная Игра.

М

ма́йя – māya – иллюзия.
малая́лам – Malayālam – один из местных языков Южной
Индии.
ма́нана – manana – вторая стадия садханы (см.) на пути
Знания: глубокое размышление над Истиной.
ма́нас – manas – ум; мыслящий ум; часто используется,
однако, чтобы указать на цельное внутреннее бытие
личности – эмоции, мысли, интуицию и т. д., то есть
читту (см.).
Ма́ндукья Упаниша́да – Mandukyōpanishad – одна из глав-
ных упанишад.
мано́лайя – manōlaya – временное спокойствие ума, час-
то, но ошибочно, принимаемое за нирвикальпа самад-
хи (см.).
манона́ша – manōnāsha – угасание ума, его окончательное
уничтожение.
ма́нтра – mantra – священные слова (или слово), успокаи-
вающие ум, которые Гуру обычно дает ученику для по-
вторения – мантра-джапы; см. введение к гл. 8.
ма́уна – mouna – Тишина; Молчание.
ма́уна дйкша – mouna diksha – посвящение Молчанием,
без слов – высочайший способ посвящения.
Махабха́рата – Mahā-bhārata – «Великое (сказание) о Бха-
ратах»; огромный индийский эпос, относящийся к первой
половине I тысячелетия до н. э.
махава́кья – mahāvākyā – букв.: «великое высказывание».
Имеются четыре ключевых цитаты, по одной из каждой
Веды, провозглашающие истину Брахмана:
   1) Праджняна Брахма    «Праджняна (Сознание) есть
   Брахман».
   2) Ахам Брахмасми    «Я есмь Брахман»;
   3) Тат Твам Аси    «ТО ты еси»;
   4) Айям Атма Брахма    «Этот Атман есмь Брахман».
Ма́ха Йо́га – Mahā Yōga – букв.: «Великая йога»; книга,
посвященная Учению Шри Раманы (см. библиографи-
ческий список).
маха́тма – mahātmā – Великая душа, великий человек или
святой.
мо́кша – mōksha – Освобождение.
мри́та ма́нас – mrita manas – букв., «мертвый ум», то
есть умерший для внешнего, обращенный к своему Ис-
точнику.
му́кта – mukta – Освобожденный.
му́кти – mukti – Освобождение.
му́рти дхья́на – murti dhyāna – почитание формы Бога или
медитация на ней.

Н

на́ди – nādi – тонкий, или психический, нерв.
на́ма-джа́па – nama japa – повторение имени Бога как ду-
ховная практика.
ниври́тти – nivritti – прекращение вритти (см.) внутри
читты, (см.).
нидидхья́сана – nididhyāsana – третья и последняя стадия
на пути Знания перед Реализацией: твердое пребывание
в Истине (с усилием), которое при Само-реализации пе-
реходит в прямое, без усилий, переживание Атмана.
ни́раса – nirasa – состояние отсутствия чувств, желаний;
синоним вайрагьи (см.).
нирвика́льпа – nirvikalpa – отсутствие различий.
нирвика́льпа сама́дхи – nirvikalpa samādhi – самадхи (см.),
в котором различия не воспринимаются (см. введение к
гл. 14).
нишка́ма ка́рма – nishkāma karma – незаинтересованное,
бескорыстное действие, цель карма-йоги (см.).
ни́тья ка́рма – nitya karma – ежедневные ритуалы, предпи-
санные правоверному индуисту.
нэ́ти-нэ́ти – nēti-nēti – букв.: «не это, не это»; духовная
практика, в которой отвергается всё, относящееся к не-
Атману, для того чтобы в конце процесса отрицания
остался только Атман (см.).

П

па́ква – pakva – развитие души.
па́кви – развитая, зрелая душа.
Па́нчадаси – Panchadasi – сочинение по адвайта-веданте,
датируемое XIV в.
па́па – pāpa – грех, или плохие последствия скверных дей-
ствий, см. пунья.
Парабра́хман – Parabrahman – Высочайший Брахман.
Пата́нджали – Patanjali – автор Йога-сутр – наиболее
авторитетной работы по раджа-йоге.
писа́ча – pisachā – демон, злой дух.
праджня́на – prajnāna – полное, или совершенное, Сознание.
прама́да – pramāda – букв.: «невнимательность»; забывчи-
вость истинной природы человека, Атмана (см.).
пра́на – рrānа – жизненная энергия, поддерживающая и
вселенную, и тело.
пра́нава – prānava – священный звук ОМ.
пра́рабдха – prārabdha – та часть общей кармы (см.), на-
копленной человеком, которую ему суждено пережить в
нынешней жизни; она включает три вида действий:
   1) и́чха – ради собственных желаний;
   2) ани́чха – выполняемые без желания;
   3) паре́чха – действия, вызванные желаниями других.
пратья́кша – pratyaksha – непосредственное знание; прямое
переживание.
пре́ма – рrēmа – духовная Любовь.
пу́джа – pūja – ритуальное почитание.
пу́нья – punya – заслуги, накопленные добрыми делами; см.
папа.
Пура́на, Пура́ны – purāna – букв.: «сказание древних вре-
мен». Традиция насчитывает 18 основных сборников.
пу́рва самска́ра – pūrva samskāra – наклонность, скрытое
стремление.
пу́рна – pūrna – полный; совершенный.
пурушака́ра – purushakāra – человеческое усилие (в отли-
чие от Божественной Милости).
Пуру́ша Су́кта – Purusha Sukta – гимн из Ригведы (10.90);
Ригведа – древнейшее священное Писание индуизма.

Р

ра́джа-йо́га – Rāja Yōga – букв.: «царственная йога»; систе-
ма йоги, сформулированная Патанджали.
ра́джас – rajas – гуна (см.), или качество, активности.
Рамакри́шна – Rāmakrishna – великий бенгальский святой
(1836 – 1886), доказавший на опыте истинность и единство
всех мировых религий.
Ри́бху Ги́та – Ribhu Gita – адвайтический текст, который
Шри Рамана очень ценил.
Роме́н Ролла́н – известный французский писатель, гуманист
(1866 – 1944). Написал ряд произведений, посвященных
духовной жизни Индии: биографии Рамакришны (см.),
Вивекананды, Махатмы Ганди.

С

савика́льпа – savikalpa – букв.: «с различиями».
савика́льпа сама́дхи – savikalpa samādhi – Шри Рамана ис-
пользовал этот термин для обозначения уровня самадхи
(см.), который поддерживается постоянным усилием
(см. введение к гл. 14).
Садгу́ру, или Cam Гу́ру – Sadguru, Sat Guru – Истинный
Гуру, то есть Гуру, который может даровать Освобожде-
ние (первый термин происходит от слов Cam и Гуру).
саде́ха му́кти – sadeha mukti – Освобождение еще при жизни
в теле.
са́дхак, или са́дхака – sadhak, sadhaka – духовный практик.
са́дхана – sadhana – буквально переводится как «средства»,
но в более общем смысле означает «духовная практика».
Са́дхана Па́нчакам – Sādhana Panchakam – произведение,
приписываемое Шанкаре, содержащее советы духовным
искателям.
са́дху – sādhu – выдающийся человек или духовный иска-
тель, отрекшийся от мира. Однако Шри Рамана часто
использовал этот термин как титул человека, осознавше-
го Себя, Атман .
сама́дхи – samādhi – Шри Рамана употреблял этот термин,
имея в виду состояние прямого переживания Атмана
(см. введение к гл. 14).
са́мвит – samvit – местопребывание Сознания в физичес-
ком теле.
самса́ра – samsára – круговорот рождений и смертей, преры-
вающийся только с достижением Освобождения.
самска́ра, самска́ры – samskāra – врожденная склонность
ума.
сакшатка́ра – sākshātkāram – непосредственное осознание,
Само-реализация.
санка́льпа – sankalpa – желание, намерение.
санчи́та ка́рма – sanchita karma – карма (см.), накоплен-
ная в предшествующих жизнях, часть которой – пра-
рабдха (см.) – будет отработана в данном воплощении.
Cam – Sat – Бытие, Истина, Реальность, Постоянство.
cam ка́рма – sat karma – хорошая, чистая карма.
Сат-Чит-А́нанда – sat-chit-ānanda – Бытие-Сознание-Бла-
женство.
сат-са́нг – sat sanga – букв.: «пребывание в Бытии»; обыч-
но означает жизнь или пребывание в обществе Мудреца.
са́ттва – sattva – качество чистоты, гармонии (см. гуна).
саттвический – sāttvic – чистый, гармоничный, связанный
с саттвой (см. введение к гл. 12).
са́хаджа – sahaja – естественное (ый).
са́хаджа стхити – sahaja sthiti – естественное состояние
бытия.
caxacpа́pa – sahasrāra – «тысячелепестковый лотос», высшая
из чакр (см.), расположенная над головой.
сва́пна – svapna – вторая авастха, или состояние сна со
сновидениями.
сва́рга – svarga – духовные небеса в индуизме.
свару́па – swarūpa – истинная форма, или природа; часто
употребляется как синоним Атмана .
свару́па-сма́рана – swarūpa-smarana – воспоминание, па-
мять об истинной природе человека, Ат м а н е .
Сварупа́нанда – Swarūpānanda – тамильский Гуру семнадца-
того столетия.
си́ддха – siddha – человек, достигший сверхобычных сил;
состояние Освобождения; человек, достигший Освобож-
дения.
си́ддхи – сверхобычная сила или силы (по контексту).
со́хам – soham – утверждение «Я есмь Он (то есть Брахман)».
сри́шти-дри́шти-ва́да – srishti drishti vāda – теория посте-
пенного творения (см. введение к гл. 17).
сушу́мна – sushumna – психический канал, идущий от осно-
вания спины до верхушки головы (см. введение к гл. 13).
сушу́пти – sushupti – третья авастха, или состояние сна
без сновидений (глубокий сон).

Т

та́мас – tamas – качество инерции или вялости (см. гуна).
тами́ли – Tamil – южноиндийский язык, родной язык Шри
Раманы.
танха́ – tanhā – жажда жизни, переживаний, ведущая к
перерождению.
та́пас – tapas – букв.: «жар»; обычно этот термин означает
интенсивную медитацию, связанную с практикой само-
отречения, контроля физического тела, ума и воздержа-
ния.
Таттвара́йя – Tattvaraya – ученик Сварупананды, тамильского
Гуру XVII в., и автор нескольких философских работ на
тамйли.
Теософское общество – Общество, основанное Е. П. Бла-
ватской в 1875 г. для исследования скрытых в человеке
сил и содействия распространению вселенского братства.
Тируванна́малай – Tiruvannamalai – город, лежащий у под-
ножия Аруначалы (см.). От его центра до Шри Рама-
нашрама – около трех километров.
тури́я – turiya – четвертая авастха, или состояние созна-
ния, которое содержит и превосходит бодрствование,
сновидения, сон без сновидений, являясь их субстратом
и сознанием Атмана .
турия́тита – turiyatita – букв.: «превосходящее четвертое».

У

у́ллам* – ullam – духовное Сердце, или Атман .
упаде́ша – upadesha – наставление.
Упаде́ша Са́рам – Upadēsha Sāram – поэма, содержащая
тридцать стихов, написанных Шри Раманой на санскри-
те.
Упаниша́ды – Upanishads – завершающие части Вед (см.),
наиболее авторитетных священных Писаний индуизма. Из
Упанишад берет начало вся философия Веданты.
упа́сана – upasana – медитация.

_______________

* Тамильское слово.

Х

ха́тха-йо́га – hatha yōga – система физических практик,
направленная на поддержание здоровья тела и продление
его жизни.
Хри́даям – hridayam – букв.: «это – центр»; Сердце; духов-
ное Сердце (не чакра), местопребывание Атмана в фи-
зическом теле.
хрит-гу́ха – hrit guha – пещера духовного Сердца.

Ч

ча́йтанья – chaitanya – Сознание [термин происходит от
слова Чит (см.)].
ча́кра, ча́кры – chakra – психический центр в теле (см.
введение к гл. 13). Имеются семь главных чакр.
Чит – chit – Сознание.
чит-джа́да-гра́нтхи – chit jada granthi – узел, или звено,
между Сознанием и физическим телом, который связывает
их, чтобы дать иллюзию индивидуальности.
чи́тта – chitta – психика человека в широком смысле слова
(эмоции, чувства, ум, интеллект и т. д.), представленная
совокупностью всех его тонких тел (витального, мен-
тального, интеллекта). При Само-реализации видоизме-
нения читты (см. вритти) прекращаются окончатель-
но.
чи́тта ври́тти ниро́дха – chitta vritti nirōdha – прекраще-
ние активностей, или движений, читты (см.).

Ш

ша́кти – shakti – сила.
Ша́нкара – великий религиозный реформатор и философ
VIII в. [также называемый и Шанкарачарья, то есть Учи-
тель Шанкара (см. «Ади Шанкарачарья»)]. Первый по-
пуляризатор учения адвайта-веданты.
ша́нти – shānti – мир, спокойствие.
шарана́гати – sharanāgati – отдача себя Богу.
ша́стра, ша́стры – shāstra – Писание.
Ши́ва – Shiva – одно из трех главных божеств индуизма
и воплощение Абсолюта. Шри Рамана также использо-
вал это слово как синоним для Атмана .
Ши́рди Сай Баба́ – Shirdi Sai Bāba – великий, эксцентрич-
ный и обаятельный духовный Учитель, широко известный
благодаря своим сверхобычным силам. Умер в 1918г.
шло́ка – shlōka – стих или часть стиха в священных текс-
тах, написанных на санскрите.
шра́вана – shravana – первая стадия садханы (см.) на пути
Знания: слушание Истины от Учителя.
Шри, Шри́мад – Shri, Shrimad – почетная форма обращения.
Шри Ауроби́ндо – Shri Aurobindo – Мудрец из Западной
Бенгалии (1872 – 1950). Большую часть жизни писал и
учил в своем ашраме в Пондишерри, в 90 км к восто-
ку от Шри Раманашрама.
Шри, или Шримад, Бхагава́там – Shri Bhagavatam – произ-
ведение, входящее в состав Пуран (см.), описывающее
в основном жизнь и наставления Кришны.
Шри Рамана́шрам – Shri Ramanashramam – ашрам, вырос-
ший вокруг Шри Раманы (по-тамильски – Шри Рама-
насрамам).
Шри Ча́йтанья – Shri Chaitanya – индуистский святой XVI в.,
известный своей преданностью Кришне.
шру́ти – shruti – букв.: «услышанное». Писания, получен-
ные непосредственно от Бога или Гуру, а потому – на-
иболее авторитетные; монотонность, присутствующая во
всей классической индийской музыке и лежащая в осно-
ве различных мелодий.
шу́ддха-са́ттва – shuddha-sattva – неоскверненная Чистота.
шу́ддха-са́ттва-сварупа – shuddha-sattva-swarūpa – форма
первоначальной Чистоты.
шу́нья – shūnya – «абсолютная пустота», синоним Брахмана.

Ю

ю́гапат-сри́шти – yugapat srishti – одновременное творе-
ние; см. дришти-сришти-вада.

Я

Яма – Yama – бог смерти в индуизме.



Вверх

Читать книгу "Будь Тем, Кто Ты Есть" Наставления Шри Романы Махарши. Формат ***.html


Наша библиотека (читать или скачать бесплатно)
Все практики и техники техники (Большой выбор, все для практического применения)
Сборник развивающих программ и программ, необходимых для успешной работы
Советуем почитать





Советуем


Полезно

Энциклопедия народной медицины.Лечение. Сохранение молодости. Правильное питание и уход за телом. Лечение женских болезней и недомоганий. Омолаживание, уход за кожей. Энциклопедия народной медицины. Лечение детских болезней и недомоганий. Энциклопедия народной медицины. Лечение мужских болезней и недомоганий. Сохранение молодости. Правильное питание и уход за телом. Все о здоровом с е к с е! Помощь психолога, народная медицина, кино, музыка, карикатуры и анекдоты. Мир вкуснятины. Барбекю, гриль, шашлык. Микроволновка. Малая техника на кухне.

Добавить в закладки и поделиться:



 важная информация
 
[ Расширенный поиск по сайту]

 

Новое на сайте. Подписывайтесь, мы не злоупотребляем рассылками.

Наши семинары, лекции и консультации бесплатны. Мы будем очень благодарны за ваши пожертвования. Они помогут нам чаще оказывать помощь нуждающимся.


Важно. Участвуйте в работе сайта


  • Хочешь бросить курить без проблем и мучений? Легко!

  • Как ослабить или снять влияние стресса? Как избавиться от стрессов?  Просто!
    Читать дальше »

  • Хочешь похудеть без проблем и диет? Узнай как!
    Читать дальше »



Все права защищены © 2000


Top.Mail.Ru Твоя Йога Рейтинг SunHome.ru ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека

$POWERED_BY$