Урок 6
Предметы медитации и еще о созерцании
Абсолютно все может служить предметом медитации.
Ошо.
После освоения упражнений прошлого урока вы поняли, что концентрация и созерцание это не одно и тоже. Стало понятно что, тренируя умение концентрироваться, мы улучшаем умение созерцать, и наоборот, развивая созерцание, мы улучшаем умение концентрироваться. Вы ощутили, что концентрация требует определенных энергетических затрат из-за серьезного напряжения. Напомню: созерцание это начало медитации, а концентрация – временный помощник, потом - помеха. По этим причинам мы будем в дальнейшем заниматься развитием созерцания, а способность концентрироваться при этом будет автоматически улучшаться.
Практический совет: если вы заметите, что концентрация преобладает над созерцательностью, то максимально усильте концентрацию, вложите в это занятие все силы, напрягитесь и быстро отпустите усилия . Это может понадобиться на начальной стадии освоения созерцания, потом нужда в этом пропадет.
Еще вам стало понятно, что объектами и концентрации, и созерцания могут быть различные материальные предметы (нарисованная точка, цветок, участок собственного тела), звуки и более тонкие вещи (мысли, эмоции, чувства). Будем для простоты их называть предметами медитации.
Вы также заметили, что внимание постоянно убегает. Наверно, поспешили расстроиться из-за этого. Ни в коем случае никаких разочарований в процессе занятий (да и после тоже), никаких оценок. Этот совет применим ко всему. Пусть что-то не получается, вы только свидетель. Пусть внимание убегает, удерживать его силой это тоже усилие, насилие и уход от медитации. Не переживайте ни по какому поводу, главное оставайтесь беспристрастным свидетелем своего убегающего внимания или чего другого. С приобретением навыков все это будет несложным. Как раз для приобретения нужных навыков используются различные техники.
Созерцание или наблюдение (свидетельствование) без комментариев самый долгий этап, научиться этому - это почти что начать по настоящему медитировать. Вот почему так много техник-медитаций основанных на созерцании, вот почему так много традиционных, символических предметов служащих для созерцания.
В традиционных практиках чаще всего используются мандалы, янтры, эц хиим (древо жизни), коаны, пламя свечи, тело человека, дыхание, звуки колоколов и колокольчиков.
Предметы медитаций, являются мишенью для нашего созерцания, они с помощью возникающих ассоциаций и аллюзий успокаивают ум. Символические предметы медитаций дают больше пищи для ассоциаций и аллюзий, чем простые предметы. Большинство традиционных предметов для медитаций перегружены символами и достаточно сложны для понимания.
Мандала (санскр. «круг», «диск») – сакральный, геометрический символ, ритуальный предмет, используемый при медитациях в буддизме. Мандала имеет сложную структуру, которая интерпретируется как модель вселенной, «карта космоса».
Простая манлала
Шри-янтра
Эц хиим
Человеческая мандала
Янтра (санскр. «амулет», «магический рисунок») – боле сложный чем мандала символ, в котором для представления космических и человеческих связей используются также различные геометрические фигуры. Созерцание янтры необходимо сопровождать соответствующей ей мантрой (от ''ман'' - ум). Если вы не знаете соответствующие мантры, то лучше всего произносить универсальную мантру Ом (Аум).
Эц хиим - древо жизни еще более сложный для толкования каббалистический символ, в нем заключены и представления о жизни, и сам предмет медитации. Это «карта» и отдельного человека, и мироздания.
Человеческая мандала наиболее простой из традиционных символов, он символизирует человеческое тело.
Ддзэн-буддизм практикует иную созерцательную практику. Предметы как таковые, образы, теории и умозрительные конструкции не признаются и отбрасываются. Даэн-буддизм создал собственные предметы для медитации, а именно коаны , загадки, которые не возможно разгадать логическим умом. Коаны таят в себе безграничные возможности для медитирующих.
Так как вы будите медитировать самостоятельно, в начале пути развития созерцательности я советую использовать более естественные предметы для медитаций: собственное тело, свои мысли, свое дыхание, цветы, рассвет, закат, тишину и звуки.
Общие правила таковы:
Позаботьтесь, чтобы вам никто не мешал. Предметы для зрительной созерцательности расположите так, чтобы при их рассмотрении глаза не напрягались. Включите, если необходимо, музыкальное сопровождение. Примите удобную позу, расслабьтесь, челюсти не сжаты, язык слегка касается верхнего неба. Дыхание естественное (о дыхании, как предмете медитации подробно на следующем занятии), успокойте ум. И созерцайте. Важно: никогда не давайте оценок, не комментируйте, не вступайте в диалог со своими мыслями, просто наблюдайте, оставаясь свидетелем того, что происходит, не пытайтесь запомнить возникающие образы или мысли. Смотрите на предметы медитаций с чуть-чуть прикрытыми глазами, если они устали, можно закрыть, так же можно закрыть глаза, если образ хорошо отпечатается на внутреннем взоре. Наблюдать свои мысли, тишину и звуки лучше с закрытыми глазами. Если внимание убежало от предмета медитации, спокойно верните его назад. Для приобретения навыка удержания внимания на предмете медитации без комментариев потребуется достаточно длительное время (у всех по разному, но у всех не сразу получится), поэтому вооружитесь терпением и спокойствием.
Результаты обязательно будут.
Вот как писал Наоми Озанец:
«Всякое созерцание схоже с семенем, высаженным в наш ум. Со временем оно принесет свои плоды. Возможно, ничего особого вокруг мы не заметим после сеанса медитации, однако что-то невидимое каждый раз происходит. Плодом наших созерцаний явится реализация, понимание собственной природы. Это и есть существо нашей внутренней работы и кульминация наших усилий. Сам результат способен выливаться в различные формы. Возможно, это будет изменившееся сознательное понимание сущего, или постижение нашей собственной жизни. Высшее понимание может прийти как видение, в момент внезапного озарения, или через некий символ, открывшийся внутреннему взору. Оно может прийти в виде мысли или же не-мысли, как ощущение или же как знание. Будьте внутренне готовы ко всем возможностям».
Вот некоторые медитации, которыми нужно воспользоваться для развития созерцательности.
Упражнение 6.1
«Медитации на свечу».
Вариант 1.
Зажгите свечку. Поставьте ее так, чтобы ее пламя находилось приблизительно на уровне ваших глаз и на расстоянии 50 см.
Примите удобную позу, расслабьтесь, успокойте свой ум.
Закройте глаза. Выровняй дыхание.
Откройте глаза и сфокусируйте внимание на пламени свечи. Посмотрите в сердце огня, туда, где огонь максимально светел и силен.
Смотрите, все больше и больше расслабляясь и открываясь пламени.
Если ваши глаза устали от напряжения, то мягко, медленно закройте их, и когда почувствуете в них покой, снова откройте и опять сфокусируйте внимание на пламени свечи.
Почувствуйте, как пламя очищает и успокаивает ваш ум, ваши чувства, ваше тело.
Отдайте пламени свечи все ваши беспокойства, вашу суету, ваше горе и ваши несчастья и посмотрите, как они тают в огне, как тает свечка.
ерез 20 — 30 минут медитации закройте глаза и почувствуйте пламя свечи в середине вашей грудной клетки, в сердечной чакре. Почувствуйте, как свечением свечи наполнилось ваше тело.
И когда вы прожили, прочувствовали это, потянитесь, делая глубокий, медленный вдох, потом, медленно и глубоко выдыхая, осторожно, не спеша откройте глаза, и вернитесь в обычное состояние.
Упражнение 6.2
«Медитации на свечу».
Вариант 2.
Зажгите свечку. Поставьте ее так, чтобы ее пламя находилось приблизительно на уровне ваших глаз и на расстоянии 50 см.
Примите удобную позу, расслабьтесь, успокойте свой ум. Закройте глаза. Выровняй дыхание.*
Откройте глаза и сфокусируйте внимание на пламени свечи. Созерцайте пламя без напряжения, из под слегка прикрытых век. Смотрите 3-5 минут. Затем закройте глаза, пламя свечи проецируется на сетчатку глаза. 3-5 минут созерцаете это изображение. 4-5 циклов будет достаточно. В конце медитации можно воспользоваться своим состоянием покоя для произношения аффирмаций. (Работу с аффирмациями см.).
Потянитесь, делая глубокий, медленный вдох, потом, медленно и глубоко выдыхая, не спеша, осторожно откройте глаза, и вернитесь в обычное состояние.**
Упражнения 5.3, 5.5, 5.6, 5.7 предыдущего урока также хорошо способствуют развитию созерцательности. Не забывайте о них.
Упражнение 6.3
«Человеческая мандала».
Можно использовать человеческое тело в качестве мандалы.
Подготовьтесь к медитации.
Представьте себя стоящим с распростертыми руками и раздвинутыми ногами. Смотрите внутренним взором, как ваше тело образует пятиконечную звезду. Два нижних луча ноги, два средних – руки. Верхний - голова. Вы сами являетесь звездой.
Начните медитацию, устремив внутренний взор, внимание к стопам. Направьте к ним не только внимание, но и всю свою теплоту и благодарность. Если возникнут мысли, легонько направьте их на связь ваших стоп с землей. Можно немного поразмышлять, впрочем, не вступая во внутренний диалог и не подгоняя возникающие мысли. Как давно вы ходите по земле? Сколь бережно вы ухаживаете за своими стопами?
Переведите внимание на ноги. Поразмышляйте об этих тружениках, которые несут вас по жизни. Сильны пи они и надежны?
Обратите свой мысленный взор на собственное туловище. Поразмышляйте над работой своей выделительной системы. Она та часть, которая, скорее всего, воспринимается вами как нечто само собой разумеющееся. Направьте свое внимание на ваши чувства, возникающие при этом. Рассмотрите свою физическую, с е к с у а л ь н у ю природу. Как вы пользуетесь этой силой? Женщина может размышлять о матке и месячных, что поддерживают процесс жизнетворения.
Продолжайте двигаться мысленно по своему телу, перемещая сознание в те части тела, какие пожелаете. Размышляйте о целом организме, об органах, об их связи друг с другом и. Думайте об их функциях и свойствах.
Собственное тело хороший предмет для медитации. Здесь многое можно открыть для себя, и вас не утомят предметы вашего созерцания, если рассматривать человеческую форму наподобие мандалы.
Выйдите из медитации.
Упражнение 6.4
«Взаимозависимость».
Подготовьтесь к медитации.
Цитирую Тхить Ньят Ханя ***
«Обратите внимание на свое дыхание, делая его плавным, по-настоящему легким. Через некоторое время переключите внимание на свои телесные ощущения. Если вы почувствуете какую-нибудь боль или неудобство или же ощутите нечто приятное, направьте туда свое внимание и воспримите это чувство всем своим пробужденным сознанием. Через некоторое время отметьте деятельность различных органов вашего сердца, легких, почек, пищеварительной системы и так далее. Почувствуйте кровь, текущую, подобно реке через равнину, питая поля своей влагой. Вы знаете, что эта река крови питает все клетки вашего тела и что ваши органы, состоящие из клеток, обогащают, очищают и продвигают вашу кровь. Все органы тела, включая нервную систему и желез, зависят друг от друга в своем существовании. Каждый орган предполагает существование всего остального. Это называется взаимозависимостью всего сущего всего сущего».
Выйдите из медитации. (Продолжительность 30-60 минут, по вашему ощущению.)
Упражнение 6.5
«Внимательное слушание».
Возьмите слушание в качестве предмета вашего внимания в течение дня или хотя бы часа. Если вам случится беседовать с кем-то, то попытайтесь быть внимательным и слушать. Вспушивайтесь в звуки вокруг вас. Когда вы становитесь более внимательным, вы, возможно, услышите слабые или далекие звуки, которые иначе ускользнули бы от вашего внимания. Взгляните на результаты своего краткого занятия. Заметили ли вы в себе какие-то перемены? Стоило ли вам более внимательное слушание больших усилий? Удивило ли вас то число звуков, что удалось услышать за столь короткое время?
Упражнение 6.6
«Получение ответа».
Выберите одну интересную для вас мысль или один волнующий вас вопрос.
Подготовьтесь к медитации.
С закрытыми глазами направьте внимание в район третьего глаза. Вспомните выбранный вопрос или мысль, но только что-то одно. И наблюдайте. Не обдумывайте, а именно наблюдайте. Не включайте свой мыслительный аппарат. Не обращайте внимания на всплывающие мысли . Вы как бы стоите (сидите) на обочине дороги, а мимо вас проходят ваши мысли. Давайте им уйти, кроме одной, выбранной. Здесь важно не комментировать, не давать оценок и тем более не вступать в диалог ни с побочными, ни с выбранной мыслями. Свидетельствовать и только.
Внезапно вдруг станут понятны скрытый за словами смысл или ответ на вопрос.
Выйдите из медитации.
В первый раз, да и на десятый, двадцатый (у кого как) этого может не случиться. Ни в коем случае не отчаивайтесь. Просто ваш ум еще слишком шумлив и деятелен. Продолжайте. Награда превзойдет все ваши ожидания.
Вместо мысли или вопроса предметом для данной медитации можно выбрать любой коан, но торопиться с этим я не советую.
Упражнение 6.7
«Випассана в ходьбе».
Это техника состоит в медленной обычной ходьбе с обращением своего внимания на осознавании того, как ноги касаются земли.
Технику можно выполнять в помещении или на улице. Двигайтесь по прямой в десять - пятнадцать шагов, туда и обратно, или по кругу. Глаза должны быть направлены к земле, на несколько шагов вперед. Во время ходьбы внимание должно быть устремлено к прикосновению ноги к земле, Когда она делает шаг. Если внимание привлекают другие вещи, прекратите наблюдать прикосновение ноги к земле, отметьте, что именно привлекло ваше внимание, затем снова направьте внимание к ногам.
Ходить можно от двадцати до тридцати минут.
Всего наилучшего!
* В дальнейшем эти действия будем называть подготовкой к медитации.
** В дальнейшем эти действия будем называть выходом из медитации.
*** Тхить Ньят Хань или Тхить Нят Хань ( Th í ch Nhất Hạnh ) ныне живущий наставник вьетнамской школы Дзен, является одним из самых известных учителей буддизма на Западе.
Урок 5 ◄ ►Урок 7
Если возникнут вопросы, даже не относящиеся к теме наших занятий - не мучайте себя сомнениями,
обращайтесь за помощью. Всегда будем рады вам помочь.
Ваши Петр и Лидия Лейман.
Назад - курс (оглавление)
Все курсы